Авиационные двигатели
Кафедры
Кафедра авиационных двигателей
Кафедра прикладной гидромеханики
Кафедра сопротивления материалов
Кафедра теоретической механики
Кафедра энергетических установок
Кафедра двигателей внутреннего сгорания
Кафедра теории авиационных и ракетных двигателей
Осенью 1941 года Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе эвакуировался в Уфу. С января 1942 г., уже в Уфе, началась подготовка инженеров по специальности «Производство авиадвигателей». В июне 1943 года в институте, получившем к тому времени название Уфимского авиационного, был организован моторостроительный факультет и вечернее отделение. Обучение на факультете велось по двум специальностям: «Авиационные двигатели» и «Производство авиадвигателей». За годы войны на факультете подготовлено более 100 специалистов по производству авиадвигателей. До 1958 года название факультета неоднократно менялось и лишь после официального утверждения Минвузом за ним было закреплено название факультет «Авиационные двигатели». После войны быстро росла потребность в инженерных кадрах для авиационной промышленности и, прежде всего, для Уфимского моторостроительного завода. В 1949 г. кафедру «Теории и конструкции двигателей» возглавил д.т.н., профессор А.Н. Рахманович - первый штатный преподаватель высшей научной квалификации УАИ в послевоенные годы. С 1956 года по 1962 год существовала объединенная кафедра теоретической механики и сопротивления материалов. С 1962 года они были разделены. В 1958 г. за счет разделения имеющейся в вузе кафедры «Теория и конструкция авиационных двигателей» были организованы две кафедры: кафедра «Теории авиационных двигателей» и кафедра «Конструкции авиационных двигателей» К 1960 г. из стен института вышло около 1,5 тысяч молодых специалистов по авиационным двигателям. В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства автомобильных двигателей в 1968 г. факультет начал подготовку инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) была организована в 1972 году путем выделения сектора поршневых двигателей кафедры «Авиационные двигатели». А в 1977 г. открылся прием на специальность «Гидравлические машины и средства гидропневмоавтоматики» и была организована выпускающая кафедра «Прикладной гидромеханики». В эти же годы начали организовываться и научно – исследовательские подразделения факультета: лаборатория прочности и надежности резьбовых соединений (организаторы – руководители – профессора Р.Р. Мавлютов и Г.Б. Иосилевич, В.С. Жернаков), комплексная отраслевая научно – исследовательская лаборатория высокотемпературных охлаждаемых турбин. Руководителями работ в этой лаборатории стали профессор С.А. Гаврилов и доценты В.А. Трушин и А.С. Челушкин. Период характеризуется, также, масштабным развитием НИР на кафедрах факультета. Объемы НИР на факультете были в тот период весьма значительными и самыми большими в УАИ. Развитие науки оказало влияние и на организацию учебного процесса, а именно – вовлечение в НИР студентов, активное внедрение НИРС, как систему подготовки на факультете молодых ученых. В конечном счете это позволило на факультете АД «вырастить» целую плеяду кандидатов наук (свыше 70 чел.), создать основу для дальнейшей подготовки докторов наук (свыше 30 чел). Расширилась учебно-научная база в результате приобретения за счет средств заказчиков и размещения на площадке УАИ в районе аэропорта учебно-испытательного корпуса с необходимым оборудованием. Развивалось научное направление, созданное на факультете еще в конце 60-х годов, по теории и рабочим процессам ЖРД и РДТТ, в частности, по проблемам управления вектором и модулем тяги. Активно развивалось также (с 1975 г.) научное направление по проблемам горения в камерах сгорания ГТД, в частности, проблемам образования и выброса сажевых частиц при сжигании углеводородных топлив под руководством профессора З.Г.Шайхутдинова и доцента Ф.Г.Бакирова. Выполнялся большой комплекс исследований по конвертированию авиационных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в наземные энергоустановки высокой мощности и эффективности. Под руководством профессора Жернакова В.С. создано новое научное направление, связанное с решением ряда фундаментальных и прикладных задач механики разрушения и оценки трещиностойкости элементов конструкций, геометрически нелинейных задач теории оболочек. Работы под руководством профессора Б.П.Рудого по математическому моделированию, увеличиваясь в масштабах, привели к организации при факультете в конце 80-х годов малого научно-внедренческого предприятия «Альбея», которым разработан большой объем программного продукта, в т.ч. система имитационного моделирования «Альбея», изготовлена конструкторская и технологическая документация на серию двигателей малой механизации. В 1990 г. в связи с объединением кафедр ТАД и Теплофизики ДЛА произошло изменение наименования кафедры ТАД – объединенная кафедра была названа кафедрой «Теории авиационных и ракетных двигателей». При этом в связи с открытием на ФАД подготовки специалистов по новой специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника» кафедра ТАРД стала выпускающей – начала вести подготовку инженеров-теплофизиков. Период с 1990 года характеризуется коренным изменением условий работы высшей школы, связанным с внедрением государственных образовательных стандартов в систему подготовки специалистов с высшим образованием. С 1993 г. с учетом внедрения в вузе многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, появления перечня бакалаврских и магистерских программ по ГОС РФ, и с учетом региональных потребностей в специалистах была развернута подготовка бакалавров по направлениям: 550900 «Теплоэнергетика», 552700. «Энергомашиностроение» и 551000 «Авиа – и ракетостроение». Позднее, в 1999 г., это явилось базой для начала подготовки и приема на первый курс для обучения по специальности 100500 – «Тепловые электрические станции». Параллельно ведется и подготовка специалистов специализацией «Газотурбинные энергетические установки». На факультете организован прием магистров по трем специализированным программам: 551005 «Проектирование и конструкция энергетических установок и летательных аппаратов», 552705 «Системы гидравлических и пневматических приводов» и 552706 «Поршневые и комбинированные двигатели». В 1995 г. состоялся первый выпуск инженеров по специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника». В 1997 г. состоялся первый выпуск бакалавров по указанным направлениям. Практически все выпускники, за редким исключением, продолжили обучение по инженерным специальностям. Среди выпускников ежегодно несколько человек получают дипломы с отличием, поступают в аспирантуру. В связи с необходимостью проведения большого объема конструкторских, технологических и производственных работ для постановки на производство результатов НИР кафедр в начале 90-х годов были организованы предприятия «Научно-технический центр «Экомотор» и «Научно-производственный центр «Экомотор», НПФ «Теплофизика», МВП «Конверсия». В настоящее время они продолжают функционировать, занимаясь продвижением результатов НИР и ОКР. Создание конкурентоспособных образцов техники связано, как правило, с принятием новых, а часто и нетрадиционных решений. Эффективность этих решений зависит от информационной и психологической готовности к этому специалистов, разрабатывающих изделия, их готовность к научно-техническому творчеству. Поэтому в процессе подготовки специалистов необходимо, кроме привития им определенных навыков, умений, передачи нужного объема информации, формировать в них и творческое начало. На факультете по инициативе кафедры ДВС в 1984 году были начаты работы по поиску новых путей совершенствования подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Возникнув как инициативные, эти работы продолжались в рамках программы целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) и вылились в создание и внедрение в учебный процесс функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС). Реорганизация учебного процесса была проведена в основном в сторону индивидуализации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов в получении знаний и в решении задач дипломного проекта. Выпуски специалистов, подготовленные в соответствии с ФЦТПС, показали ее высокую эффективность. К моменту защиты дипломного проекта до 80% студентов подавали заявки на предполагаемые изобретения, до 22% имели положительные решения, до 100% - натурные объекты, крупные программные разработки. Все эти и последующие годы качество подготовки специалистов получило высокую оценку со стороны ГАК и предприятий-потребителей специалистов. Студенты, обучающиеся на специальностях, факультета неоднократно принимали участия в Российских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и становились победителями и призерами. Аспиранты и студенты неоднократно награждались именными стипендиями таких организаций, как РАН, корпорации “Boeing” , АССАД. На факультете эффективно работает аспирантура и докторантура. Начиная с 1982 года на факультете защищены более 30 докторских и более 150 кандидатских диссертаций. В настоящее время 98% преподаватели факультета имеют ученые степени доктора или кандидата наук Основные направления научно-методической работы в указанный период были нацелены на модернизацию материально-технической базы лабораторий, разработку и обновление методического обеспечения на основе применения ПЭВМ, а также необходимого информационного обеспечения дистанционного обучения. Этот процесс успешно продолжается в настоящее время. Результатом этой работы явились 7 учебников, 21 монография и десятки учебных пособий с грифом Минвуза и грифом научно-методических объединений и комиссий вузов. Ведущими научно- педагогическими направлениями факультета АД в настоящее время являются:
Разработка и внедрение новых технологий обучения;
Структурная и параметрическая оптимизация двигателей и энергоусатновок;
Автоматизация проектирования авиационных двигателей и энергетических установок;
Теория тепломассообмена, тепловая защита, теория рабочих процессов двигателей летательных аппаратов;
Разработка перспективных двигателей внутреннего сгорания;
Проектирование систем гидрогазовой автоматики двигателей летательных аппаратов и энергоустановок;
Механика разрушения и трещиностойкость элементов конструкций;
Динамика и надежность тонкостенных конструкций;
Механика деформируемых тел и прочности авиационных конструкций;
Механика композиционных материалов;
Динамика сложных механических систем и подвижных объектов;
Динамика конструкций, взаимодействующих со средой.
В целом, за время своего существования факультет «Авиационные двигатели» весьма динамично развивался по всем направлениям деятельности. Выпущено более 5000 специалистов, опубликовано более 1500 научных статей, получено более 500 авторских свидетельств и патентов.
Руководство факультета:
Декан: д.т.н., профессор Целищев Владимир Александрович
Зам. декана по учебной работе: к.т.н., доцент Месропян Арсен Владимирович
Зам. декана по методической работе: к.т.н., доцент Никитин Рафаэль Владимирович
Зам. декана по научной работе: Ахмедзянов Дмитрий Альбертович
Кафедры факультета
Авиационных двигателей (АД)
Двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Прикладной гидромеханики (ПГМ)
Авиационной теплотехники и теплоэнергетики (АТиТ)
Сопротивления материалов (СМ)
Теоретической механики (Теор.мех.)
Научно-исследовательские лаборатории
Лаборатория прочности АД
Лаборатория САПР двигателей
Лаборатория гибких трубопроводов
Лаборатория энергоустановок на базе авиационных ГТД
Лаборатория автоматизации научных исследований
Лаборатория прочности и надежности перспективных видо соединений
Лаборатория механики композитных материалов и конструкций
Лаборатория численных и экспериментальных методов механики деформируемых тел и конструкций
Лаборатории гидрогазодинамики и нестационарной газовой динамики.
Специальности и направления подготовки
Бакалавров
140100 – Теплоэнергетика
140500 – Энергомашиностроение
150800 – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника
160100 – Авиа- и ракетостроение
160300 – Двигатели летательных аппаратов
160900 – Эксплуатация и испытания авиационной и космической техники
190700 – Организация перевозок и управление на транспорте
Дипломированных специалистов
140101 - Тепловые электрические станции
140501 – Двигатели внутреннего сгорания
150802 – Гидравлические машины, гидроприводы, гидропневмоавтоматика
160301 – Авиационные двигатели и энергетические установки
160304 – Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
160901 – Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
190701 – Организация перевозок и управление на транспорте
Магистров
140500 (68) – Поршневые и комбинированные двигатели
150800 (68) – Системы гидравлических и пневматических приводов
160100 (68) – Проектирование и конструкция двигателей и энергетических установок летательных аппаратов
Аббревиатура кафедры: теор.мех. Кафедра теоретической механики была создана в 1932 г.
Первым заведующим кафедрой был ст. преподаватель Савельев А.Е. При переезде авиационного института из г.Рыбинска в Уфу заведующим кафедрой был профессор Штаерман И.Я. С 1943 г. по 1964 г. заведовал кафедрой доцент Виноградов В.А. С 1964 г. по 1987 г. кафедрой заведовал профессор Ивин С.М. С 1987 г. по 2004 г. кафедрой заведовал профессор Ильчанинов В.П. Все преподаватели кафедры - выпускники УГАТУ защитившие в столичных вузах диссертационные работы по актуальным проблемам механики сложных систем. Преподавательскую работу осуществляют 5 доцентов и 3 профессора - Терешин В.Г., Ильчанинов В.П., Ковган С.Т. На кафедре имеется учебная лаборатория, где студенты выполняют лабораторные работы по теории колебаний, гироскопии, уравновешиванию роторов и др. В компьютерном классе студенты выполняют расчетно - графические и курсовые работы по теоретической механике. Руководство: И.о. Зав. кафедрой теоретической механики: доцент Горбаненко Владимир Михайлович. Научно исследовательская работа проводится по нескольким направлениям:
Теория и практика динамического уравновешивания роторов ( доц. Виноградов Л.В. ).
Динамика сложных многофазных систем ( доц. Шакирьянов М.М. ).
Прочность машин и аппаратуры ( проф. Ковган С.Т., доц. Горбаненко В.М. ).
Динамика гироскопических приборов на подвижном основании ( проф. Ильчанинов В.П., доц. Медведев А.П. ).
Аксиально поршневой двигатель внутреннего сгорания ( проф. Ильчанинов В.П., доц. Медведев А.П., доц. Горбаненко В.М.).
ППС и научный штат кафедры: докторов наук - 3, канд. наук – 5, ст.преп. - 2.
Учебные лаборатории кафедры
-
Полное и сокращенное наименование НИЛ
Комната
Дисплейный класс кафедры теоретической механики
2-306
Лаборатория теоретической механики
2-116
- Авиационные двигатели
- Авиационное приборостроение
- Информатики и Робототехники
- Авиационно-технологические системы
- Институт экономики и управления
- Гумманитарный факультет
- Руководство
- Естественно-научный факультет
- Факультет защиты в черезвычайных ситуациях
- Военная кафедра
- Филиалы угату
- Направления подготовки
- Специальности подготовки
- Направления послевузовской подготовки
- Основные задачи нич
- Научная деятельность
- Научно-исследовательские секторы
- Институт Физики Перспективных Материалов (ифпм)
- Подразделения
- Гузаиров Мурат Бакеевич
- Федеральное агентство по образованию
- Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
- Уфимский государственный авиационный технический университет
- Статика, кинематика, динамика роботов-мпнипуляторов с двумя степенями свободы
- 4041.237000.000 Пз