logo search
Имена и судьбы

Какое имя дать ребенку?

Итак, все хлопоты, переживания и страдания, связанные с появлением на свет вашего ребенка, позади. Перед роди­телями встает вопрос: как назвать малыша? Чем руководствоваться при выборе имени? Красивым звучанием? Памятью о друге? Желанием увековечить имя близкого родст­венника? Модой? Какими бы ни были ваши побуждения, по­старайтесь прежде всего позаботиться о счастливой судьбе вашего ребенка, которая в немалой степени зависит от того,

какой выбор вы сделаете. Помните, дать человеку имя — дело тонкое и ответственное. Лучше в такой важный момент обра­титься к помощи психолога, но если такой возможности нет, следует руководствоваться определенными принципами.

Инструкций на этот счет не существует. Использовав­шиеся в прошлом святцы упрощали эту процедуру, но они отжили свой век. У вас свобода выбора. И все же советую исходить из общих для всех имен критериев. В чем они?

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы ни одно слово не слышим так часто, как свое имя. Каждое имя содержит набор звуков различной высоты, а каждый звук является определенным раздражителем для нашего мозга. Под воздействием звуков своего имени формируется харак­тер ребенка. Есть твердые, жестко звучащие имена: Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина, — у таких детей под действием зву­кового раздражителя формируется характер настойчивый, упрямый. Они очень самостоятельны и решительны. Есть имена, звучащие мягко, мелодично: Светлана, Ирина, Вера, Наталья, Михаил, Сергей, Александр, Алексей, — у таких детей характер заведомо будет покладистым, спокойным.

Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством. Трудно выговариваемые имена и отчества становятся помехой при общении, вызыва­ют напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются. И в конечном счете принесут страдания вашему повзрослевшему сыну или дочери. Человек с таким именем и отчеством каждый раз с тревогой ждет что их опять неправильно произнесут, исказят. У многих в результате возникает комплекс неуверенности.

Очень важно, чтобы имя и отчество произносились мяг­ко и легко, например: Александр Владимирович, Алексей Михайлович. Произнесите эти сочетания вслух, и сразу по­чувствуете разницу с другими Степан Игоревич, Дмитрий Станиславович. Гармоничное звучание возникает в том слу­чае, если ударение в имени и отчестве приходится на оди­наковый по счету слог, а на стыке имени и отчества нет нагро­мождения согласных или гласных звуков.

Нельзя, чтобы имя, каким бы красивым оно ни было, звучало полнейшим диссонансом с фамилией человека. Пи­сатель Лев Успенский вспоминает такой случай: «В доре­волюционной гимназии у меня был товарищ, носивший прекрасное гордое испанское имя Родриго: у него мать была ис­панкой. Но отец-то его был русским. Сочетание Родриго Сте­панов вовсе не казалось нам ни величественным, ни краси­вым, мы считали его просто смешным».

Желательно, чтобы имя не затрудняло образование лас­кательных форм (Санечка, Васюточка, Алинушка и т. п.).

Побеспокойтесь и о том, чтобы имя не вызывало не­приятных ассоциаций. Не называйте детей в честь каких-либо знаменательных событий или выдающихся людей — Рево­люция, Сталина и т. п., дабы не затруднять жизнь вашего ребенка в дальнейшем. Нежелательно называть детей име­нами героев полюбившихся телесериалов, именами зна­менитых писателей, если к тому же совпадают отчество и фамилия. Не каждый ребенок может соответствовать такому имени. Например: в семье простых служащих с фамилией Толстые родился сын, и его в честь писателя назвали Львом. В школе мальчик столкнулся с определенными трудностями — учился он средне, но литература и русский язык ему не давались совершенно. И вот здесь он стал объектом всеобщего посмешища. Маленький Лев замкнулся, не хотел хо­дить в школу — психика у ребенка нарушилась.

Ни в коем случае нельзя называть сына именем отца. Например: Александр Александрович, Николай Николаевич и т.д. Не следует называть и дочерей в честь матери. Их от­ношения будут складываться очень сложно. Они не находят общего языка. Одинаковые имя и отчество придают характе­ру ребенка неустойчивость, повышенную эмоциональность, излишнюю раздражительность. Объясняется это тем, что ребенок и так многое наследует от родителей, и хорошо, если лучшие качества, но чаще бывает наоборот. Повторение ро­дительского имени способствует развитию негативных черт.

Не следует называть ребенка в честь покойных близких, например, брата, сестры, бабушки, дедушки, дабы не подвергать повторению нежелательных коллизий в судьбах ушедших из жизни родственников. Люди давно подметили закономерность, что жизнь этих детей складывается не очень счастливо.

Будьте осторожны, давая дочерям «мужские» имена Александра, Анатолия, Евгения и т. д. Я бы вообще не советовал это делать, разве только родившимся весной или ле­том и с мягкими отчествами: Михайловна, Сергеевна, Пет­ровна. В детстве у девочек с такими именами проявляется повышенная эмоциональность, порой они неуправляемы, раздражительны. Взрослея, становятся нервными, формируется сложный противоречивый характер, неустойчивая нервная система, развиваются качества, присущие более мужчинам чем женщинам. Для рожденных зимой характерны повышенное упрямство, несговорчивость. Некоторые из них лишены нежности, женственности, что впоследствии сильно сказы­вается на их личной жизни, приводит к сексуальным наруше­ниям и нарушениям психики. К воспитанию этих девочек нужно подходить очень серьезно, развивать в них чисто женские черты характера.

Прежде чем дать имя ребенку, вспомните, какое отчество предстоит ему носить. Например, вы выбрали сыну имя Николай. Вспыльчивый, неуравновешенный мальчик, а с отчеством Петрович станет менее эмоционален, более целеустремлен; с отчеством Дмитриевич — наоборот, его эмоциональность будет еще выше, нервная система более неустойчивая.

При выборе имени особое значение имеет и время года, когда родился ваш малыш.

Зная все эти тонкости, можно заранее корректировать характер ребенка, полученный им генетически от родителей, воспитывать у него качества, которых ему недостает от рож­дения, и, наоборот, приглушать нежелательные черты характера, а, определив наклонности и интересы, акцентировать на этом внимание и помочь развитию реально имеющихся положительных задатков. К тому же меньше делать ошибок, которые порой приводят к непоправимым последствиям.

Так, Алексей в детстве трусишка, плакса, если его без конца ругать за это и наказывать, он вырастет раздражительным, эгоистичным, обозленным. Александр — весельчак, врунишка по мелочам, но обладает врожденным чувством справедливости, наказав его незаслуженно один раз, вы рискуете потерять свой авторитет в его глазах навсегда. Нелли обладает сложным характером, очень упряма. К ней нужно относиться построже, не оставлять без внимания. Ольги спра­ведливы, трудно идут на компромисс. Людмилы амбициоз­ны, стремятся ко всеобщему признанию и т. д. Учитывая все это мы можем помочь детям найти себя.