Творчество э.Дега.
Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.
Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.
Неожиданные ракурсы. Ассиметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Все это главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновение жизни, не дав ему опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.
На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Поэтому так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.
Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней.
“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
-
Содержание
- Революционный классицизм ж.Л. Давида. Обращение художника к темам общественного и героического звучания.
- Ф. Гойя – крупнейший художник Испании конца XVIII – начала XIX века. Новаторский и бунтарский характер творчества Гойи.
- Исторические корни и идейно-эстетическая программа романтизма. Творчество т. Жерико.
- Творчество э.Делакруа. Делакруа – глава французского романтизма. Обращение художника к темам национально-освободительной борьбы и революционных событий.
- Г. Курбе как глава реалистического направления во Франции. Социальная заостренность его творчества.
- Расцвет национального реалистического французского пейзажа. Т. Руссо и барбизонцы.
- Творчество к. Коро. Отличие живописной системы Коро от творческого метода барбизонцев.
- Тема крестьянской жизни и природы в творчестве ф. Милле.
- Э.Мане как зачинатель нового этапа в живописи Франции. Эволюция творчества Мане.
- Тематика и особенности творчества основных представителей французского импрессионизма. Живописная система импрессионизма. К.Моне как наиболее типичный мастер импрессионизма.
- Портрет и жанр в творчестве импрессионистов. О.Ренуар.
- Творчество э.Дега.
- Постимпрессионизм как переходный этап между искусством XIX и начала хх века. Основная проблематика творчества крупнейших импрессионистов.
- Синтетизм п.Гогена.
- Ван Гог как мастер остропсихологического искусства.
- Особое место о. Родена в искусстве Франции второй половины XIX века. Влияние Родена на развитие современной скульптуры. Основные произведения и главные этапы творчества.
- Архитектура рубежа XIX-хх веков. Своеобразие архитектуры модерна. Творчество а. Гауди, в. Орта, а. Ван де Вельде.
- Модерн и символизм в живописи и графике. Г. Климт. О. Бердсли.
- Фовизм. Творчество его крупнейших представителей.
- Основные направления европейского авангарда начала хх века: кубизм, футуризм, экспрессионизм.
- Кубизм в европейском искусстве. П. Пикассо как воплощение для современников понятия «художник хх века». Основные периоды его творчества.
- Экспрессионизм в искусстве Германии.
- Архитектура хх века. В. Гропиус и «Баухауз». Теоретические основы функционализма.
- Ле Корбюзье и его роль в развитии современной архитектуры.
- Тематика и особенности творчества а. Бурделя и а. Майоля.