logo search
sovremennaja_Russia

Внешняя политика России в 1991-2005 гг.

После распада союзного государства Российская Федерация выступила как правопреемница СССР на международной арене, заняв место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердив за собой статус великой ядерной державы. Фактически России пришлось заново строить всю концепцию своей внешнеполитической деятельности. С 1992 г. внешняя политика России находилась в состоянии «переходного периода», шел активный поиск приоритетов национальной политики на международной арене. Значительное влияние на формирование внешнеполитической доктрины России оказывали тяжелое экономическое и внутриполитическое положение. Платой за экономическую поддержку реформ в 1992 -1993 гг. стало следование России в фарватере политики США. Однако противоречия в проведении российского внешнеполитического курса по мере становления государственности постепенно устранялись.

Важнейшей задачей России являлось сохранение и укрепление отношений с лидерами «большой семерки» индустриально развитых стран, повышение степени интегрированности России в мировую экономическую систему, в том числе через включение в механизм международных финансовых организаций. С конца 1993 г. политическое руководство Российской Федерации на международной арене все чаще заявляет о России как о великой державе, имеющей и отстаивающей самостоятельные геополитические и национальные интересы. Проявлением этой тенденции стало укрепление отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, с Китаем и Индией), участие в решении вопроса палестинской автономии на Ближнем Востоке. Важным шагом в усилении позиций России стали решительные заявления ее руководства в связи с планами расширения НАТО на Восток. Особую остроту приобрела позиция России в отношении балканского кризиса, где она принимает активное участие в процессе урегулирования. В январе 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что стало признанием ее растущего влияния на международной арене.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей внешнеполитической доктрины России. В Концепции внешней политики Российской Федерации говорится о том, что «главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций». В последнее время Россия активно выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической региональной стабильности. Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия, особенно заметно это сотрудничество заметно в борьбе против терроризма после событий 11 сентября 2001 г. и серии террористических актов на территории Российской Федерации. Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций без санкции Совета Безопасности ООН и планов по расширению НАТО на Восток.

Отказавшись от имперских амбиций сверхдержавы, Россия стремится сохранить свое влияние в государствах – бывших республиках СССР. Вместе с тем, перспективы развития отношений внутри СНГ в настоящее время не выглядят такими безоблачными, какими они казались еще несколько лет назад. Так, на саммите глав государств-членов СНГ, проходившем летом 2005 г. в Казани, о понижении своего статуса до ассоциированного члена заявила Туркмения. Осенью 2005 г. о возможности выхода из СНГ активно заговорила Грузия. Попыткой расколоть СНГ выглядит и создание «Сообщества стран демократического выбора Балтийско-Черноморско-Каспийского региона», инициаторами создания которой выступили Украина, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония при активном вмешательстве Польши.

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России, главной целью которой на этом направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ключевое значение имеют также отношения с Европейским Союзом (ЕС), в котором Россия видит одного из своих важнейших геополитических и экономических партнеров. Хорошие перспективы имеет развитие отношений с азиатскими государствами: Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией и др.

В целом внешнюю политику России на рубеже XX и XXI вв. можно охарактеризовать как многовекторную, без постоянных стратегических партнеров и противников, исключая страны Ближнего Зарубежья. Так, Президент России В.В. Путин заявил, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов - военно-стратегических, экономических, политических.