22. Эволюция религиозных представлений в первобытную эпоху
Материальная сторона жизни древних людей нашла отражение в конкретных археологических материалах, что позволяет характеризовать ее с достаточной степенью вероятности. Вместе с тем мировоззренческую и бытовую стороны жизни древних обществ реконструировать по материальным находкам весьма непросто. Ученые прибегают к этнографическим и фольклорным источникам, проводят широкие сравнительно-исторические параллели. Тем не менее, многие выводы носят гипотетический характер, нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении.
В далеком прошлом людям для выживания приходилось прикладывать максимум усилий. Человека со всех сторон окружали и подстерегали опасности: неизведанные явления природы (молния и гром, пожары, ливни и наводнения, ураганы), рядом обитали мощные и хищные животные. Людям не хватало ни знаний, ни умений успешно противостоять опасностям, они не всегда могли правильно понять причинно-следственные связи. Очень часто явления и события воспринимались в искаженном и фантастическом виде.
Общепризнанно, что у верхнепалеолитических охотников и собирателей уже существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и условий.
Первоначальной стадией осмысления человеком неживой природы был фетишизм. В дальнейшем человек наделяет окружающую природу присущими ему же качествами, населяет ее множеством духов. Эта система древнейших воззрений известна как анимизм. В числе древнейших верований был и тотемизм: вера в общее происхождение, волшебные родственные связи между людьми, животными и растениями и т.д.
На верхнепалеолитической стоянке Юровичи найдена орнаментированная пластинка из бивня мамонта. Некоторые ученые связывают ее с фетишизмом. Вблизи Беларуси, на Елисеевичской стоянке (Брянщина), найдена вырезанная из бивня мамонта женская статуэтка. Подобные статуэтки найдены и на других верхнепалеолитических стоянках. Трактуют эти находки по-разному: это и олицетворение женщины-хранительницы домашнего очага, женщины-матери, хозяйки дома и окружающей природы, в первую очередь – матери и хозяйки промысловых животных и т.д. При всем разнообразии мнений подчеркивается исключительно важное положение женщины в верхнепалеолитическом обществе.
В ту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной охоты – занятия, от которого зависело существование человеческого коллектива. Эти обряды носили магический характер и, видимо, предваряли начало охоты, а затем (в случае успеха) совершались в качестве благодарности.
На верхнепалеолитических памятниках (вне белорусского региона) найдены погребения, которые свидетельствуют о существовании у первобытного человека веры в загробную жизнь как продолжение земной. Первоначально погребения выражали просто заботу о беспомощном сородиче. Понятие о смерти ассоциировалось лишь с изменением некоторых жизненных функций и умерший не перестал быть членом коллектива. Коллектив продолжал заботиться об умершем: чтобы уберечь от зверей, его укрывали в яме, снабжали необходимыми орудиями труда и охоты, украшениями, пищей. С течением времени возник культ предков, следы которого сохранились на Беларуси до наших дней.
Вероятно, очень рано возникло почитание огня. На протяжении тысяч лет огонь являлся защитником человека от неблагоприятных климатических условий и хищных животных. Именно таким образом объясняются многочисленные факты использования огня при погребениях, обряды кремации умерших.
В мезолитическую и неолитическую эпохи круг религиозных представлений, видимо, в своей основе оставался прежним, так как человек продолжал заниматься охотой и собирательством. С изменением фауны стали почитаться другие животные. На стоянках найдены костяные фигурки лосей, змей, уток. Их рассматривают как тотемов родовых коллективов. Высказывается предположения о существовании культа утки, который сопровождался соответствующими мифологическими сказаниями.
Развился культ предков. Ушедшие в потусторонний мир предки представлялись духами-защитниками, божествами. С этими представлениями археологи связывают находки костяных и деревянных человеческих фигурок, преимущественно мужских. Это говорит о положении мужчины-охотника в родовом коллективе. В пользу существования культа предков свидетельствуют и захоронения, сопровождавшиеся обрядами и помещением с умершим комплекса вещей.
Освоение новых занятий, переход к земледелию и скотоводству привел к переосмыслению верований и воззрений на окружающий мир. Земледелец стал по-другому смотреть на явления природы, ему стали необходимы другие покровители, могущие обеспечить его благополучие. На первое место выходит почитание Солнца – источника света и тепла. Культ Солнца отражен в орнаментах глиняной посуды: крест, круг и т.д. Солнценебесный змей-огонь – божество, якобы способствующее плодородию и деторождению. Богатый материал для реставрации воззрений людей железного века дали памятники милоградской культуры. Это фигурки животных, грузики-пряслица, подвески-амулеты и т.д. Анализ находок позволил сделать вывод, что у милоградцев-земледельцев культ Солнца занимал доминирующее положение. С ним был тесно связан аграрный культ, призванный обеспечить получение хорошего урожая. Фигурки животных связаны с тотемическими представлениями или же каким-то образом обслуживали обряды почитания солнца. Имеется вероятность существования культа Камня. Возможно, присутствовала культовая антропофагия – человеческие жертвоприношения с поеданием убитых. Найдены остатки сооружений, которые трактуются как святилища. Продолжал существовать и культ предков.
Многие предметы, связанные с культами, одновременно служили украшениями: в первую очередь, разнообразные подвески-амулеты из зубов животных и человека, фигурки животных и т.д. Некоторые из них покрыты орнаментом, который сочетает эстетическую и магическую функции. Специфический и во многом загадочной выступает орнаменталистика, дешифровка которой позволит выяснить многие стороны жизни других людей.
Фетишизм. Вера в сверхъестественные возможности природы (камни, деревья) или сделанные человеком (статуэтки, разнообразные подвески) неодушевленных предметов (фетишей), поклонение им. Отражал начальные формы осмысления неживой природы, когда фантастические образы еще не отделялись от самих материальных предметов, которым приписывались воображаемые возможности: лечить от болезней, охранять жизнь и т.д. С фетишизмом связаны первоначальные формы искусства (фетишами часто выступали скульптурные изображения человека или животных, другие предметы).
Анимизм. Вера в существование душ и духов – фантастических существ, которые обладают человеческими качествами и действуют во всей живой и неживой природе.
Тотемизм. Вера в общее происхождение, сверхъестественные родственные связи между группой людей-родственников (род) и определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Тотемом называлось жиовтное, растение или их изображение, которые считались родоначальниками, защитниками своих потомков.
Магия. Обряды, таинственные действия или словесные заклинания, которые используются людьми с целью волшебным образом воздействовать на людей, животных, предметы и явления. Возникла в первобытном обществе, широко использовалась при подготовке к охоте, при начале земледельческих работ и т.д.
Ворожба. Магические действия и заклинания, которые будто бы могут предсказать будущее или рассказать о прошлом. Возникла в первобытном обществе вместе с ранними формами религиозно-идеологических представлений: верой в сверхъестественные силы, добрых и злых духов.
Знахарство (лечебная магия). Совокупность способов лечения болезней, основанных на вере человека в сверхъестественные силы.
Культ предков. Религиозное почитание умерших родителей и других родственников. Возник и развивался как семейный культ, генетически связан с анимистическими верованиями и представлениями о предках – защитниках потомков, их благополучии.
№ Восточнославянские племена территории Беларуси в догосударственный период
Первые письменные сведения про славян относятся к VI в. В это время славянские племена появились в Среднем Поднепровье. В VIII IX вн. на территории Беларуси сложилось несколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название могло образоваться от слова «кровные», что означает «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтски-ми племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, так как в древности территория Припят-ского Полесья была заболочена. Соседями дреговичей были радимичи, которые поселились на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и до X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».
Основными занятиями населения Беларуси в IX— XII вв. были земледелие и животноводство. При подсечно-огневом типе земледелия вырубали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который оставался после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с обрубленными сучьями. При переходе к пашейному типу земледелия начали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными наконечниками. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество — сбор меда лесных пчел.
В VIII в. на территории Беларуси окончательно сложилась соседская (сельская) община. Ее формирование было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю с помощью сохи и рала и собирать урожай можнобыло силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными семьями. В поисках удобной для земледелия и плодородной земли родичи из одной семьи начали оставлять укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения. Жители поселений входили в соседские (сельские) общины. Самостоятельные крестьянские семьи составляли соседскую общину, называвшуюся у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежавший каждому члену общины.
У восточных славян постепенно зарождался феодальный уклад — способ ведения хозяйства. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьян-общинников, расслоением их на бедных и богатых и выделением знати.
Среди знатных людей славяне избирали предводителя — князя. Первоначально он был только руководителем дружины — отряда вооруженных и специально обученных военному делу людей. С ее помощью князь собирал с подвластного населения дань — натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.
Все важные дела в славянском племени решатгась на народном собрании — вече. Постепенно постоянное руководство племенем перешло к князю.
В VIII—IX вв. идет процесс зарождения городов, которые представляли собой укрепленные городища. Причинами возникновения городов стали: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктов земледелия на вещи, которые изготовляли ремесленники. Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, — на пересечениях рек и дорог. Недаром некоторые города получили названия от рек, на которых они были основаны, например Полоцк — от реки Полоты.
Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях — возвышенностях и холмах. Внутренняя часть города, укрепленная валами, рвами, стенами, называлась детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом.
Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г.
- История Беларуси
- 1. История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.
- 2. Методология истории Беларуси.
- 3. Классификация источников по истории Беларуси.
- 4. Письменные источники и их важнейшие публикации.
- 10. Проблема первоначального заселения территории Беларуси. Верхний и финальный палеолит.
- 11. Мезолит территории Беларуси.
- 12. Неолит Беларуси.
- 15. Энеолит Беларуси и сопредельных территорий. Формирование индоевропейской общности и расселение индоевропейцев за пределы прародины.
- 16. Этнокультурная карта Беларуси в эпоху бронзы.
- 17. Ранний железный век Южной и Юго-Восточной Беларуси.
- 18. Ранний железный век Средней и Северной Беларуси.
- 19. Основные этапы общественного развития в эпоху первобытного общества.
- 20. Развитие орудий труда, эволюция материальной культуры в эпоху первобытного общества.
- 21. Население территории Беларуси в эпоху великого переселения народов.
- 22. Эволюция религиозных представлений в первобытную эпоху
- Предпосылки создания государственности
- Вхождения земель беларуси в состав киевской руси
- Белорусские земли в составе Древнерусского государства в середине 9 – 10 в.
- Балты и славяне
- Социально-экономическое развитие населения территории Беларуси 6-9 вв. И его основные занятия.
- 22. Многоукладность экономики и зарождение феодализма на территории Беларуси.
- Города беларуси 9-11 века
- 24. Полоцкая земля в 9-11вв.
- 25. Полоцкая земля в 12 – начале 13вв.
- 26. Туровская земля в 9- начале 13вв.
- 27. Восточные и западные земли Беларуси в 9-начале 13вв.
- 7.Изменение геополитической ситуации в Вост Евр в xiiIв. Образование вкл
- 28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства
- 30. Борьба населения Западной Руси против иноземных захватчиков в 13в.
- 5.Барацьба супраць крыжакоў і татара-манголаў
- Предпосылки образования вкл
- 32. Образование вкл (начало 13в. – начало 90-х гг. 13в.)
- 28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства
- 33. Вкл в конце 13в. – 1377г.
- 39. Этнические процессы на белорусских землях в 9 – середине 15в. Предпосылки формирования белорусской народности