Балты и славяне
Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V - VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI - VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.
На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V - VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.
Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.
Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.
Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.
Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.
Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.
В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли "люди". Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли "челядью". В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.
О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой "владел" князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.
В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.
Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.
- История Беларуси
- 1. История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.
- 2. Методология истории Беларуси.
- 3. Классификация источников по истории Беларуси.
- 4. Письменные источники и их важнейшие публикации.
- 10. Проблема первоначального заселения территории Беларуси. Верхний и финальный палеолит.
- 11. Мезолит территории Беларуси.
- 12. Неолит Беларуси.
- 15. Энеолит Беларуси и сопредельных территорий. Формирование индоевропейской общности и расселение индоевропейцев за пределы прародины.
- 16. Этнокультурная карта Беларуси в эпоху бронзы.
- 17. Ранний железный век Южной и Юго-Восточной Беларуси.
- 18. Ранний железный век Средней и Северной Беларуси.
- 19. Основные этапы общественного развития в эпоху первобытного общества.
- 20. Развитие орудий труда, эволюция материальной культуры в эпоху первобытного общества.
- 21. Население территории Беларуси в эпоху великого переселения народов.
- 22. Эволюция религиозных представлений в первобытную эпоху
- Предпосылки создания государственности
- Вхождения земель беларуси в состав киевской руси
- Белорусские земли в составе Древнерусского государства в середине 9 – 10 в.
- Балты и славяне
- Социально-экономическое развитие населения территории Беларуси 6-9 вв. И его основные занятия.
- 22. Многоукладность экономики и зарождение феодализма на территории Беларуси.
- Города беларуси 9-11 века
- 24. Полоцкая земля в 9-11вв.
- 25. Полоцкая земля в 12 – начале 13вв.
- 26. Туровская земля в 9- начале 13вв.
- 27. Восточные и западные земли Беларуси в 9-начале 13вв.
- 7.Изменение геополитической ситуации в Вост Евр в xiiIв. Образование вкл
- 28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства
- 30. Борьба населения Западной Руси против иноземных захватчиков в 13в.
- 5.Барацьба супраць крыжакоў і татара-манголаў
- Предпосылки образования вкл
- 32. Образование вкл (начало 13в. – начало 90-х гг. 13в.)
- 28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства
- 33. Вкл в конце 13в. – 1377г.
- 39. Этнические процессы на белорусских землях в 9 – середине 15в. Предпосылки формирования белорусской народности