logo search
sovremennaja_Russia

Экономическое развитие России в 2000-2005 гг.

Одним из приоритетных направлений деятельности Президента В.В. Путина стало улучшение социально-экономических условий в стране. За 1999 - 2003 гг. реальные доходы населения выросли на 32%. При этом 25% российских граждан по-прежнему имеют доход ниже прожиточного минимума. За 2000-2003 гг. инвестиции в экономику выросли более чем на 30%. Физический объем экспорта товаров увеличился на 25%. В том числе экспорта машин, оборудования, транспортных средств - более чем на 70%. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. С 1999 г. продажа наших продовольственных товаров на зарубежных рынках выросла в три раза. Экспорт нефти и нефтепродуктов, газа увеличился более чем на 20%. Сегодня Россия является крупнейшим в Европе экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире, при этом бюджет России все меньше и меньше зависит от мировых цен на нефть.

Экономический рост в стране остается крайне нестабильным: в 1999 г. – на 5%, в 2000 г. - на 9%, в 2001 г. – на 5%, в 2002 г. – на 4,3%. Снижение темпов роста неизбежно влечет за собой уменьшение темпов социального развития. Интенсивному развитию мешает огромный государственный внешний долг, объем которого на 1 января 2003 года составлял 122,1 млрд. долл. Так, в 2002 г. Россия погасила 14,5 млрд. долл., в 2003 г. - 17,3 млрд. долл., в 2004 г. - 14 млрд. долл., в 2005 г. - 16,8 млрд. долл. Одновременно выросли объемы золотовалютных резервов страны с 12 млрд. долл. в 1999 г. до 70 млрд. долл. в 2004 г.

Президент В.В. Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию в апреле 2003 г. заявил: «Основная задача - за десятилетие удвоить валовый внутренний продукт России. Эта задача вполне реалистична, хотя и чрезвычайно сложна. Удвоение ВВП - это системная и масштабная задача, она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам здесь вновь понадобиться, - это консолидация. В России есть все условия для реализации этой исторической задачи…». Под руководством главы Министерства экономического развития и торговли Г. Грефа была разработана экономическая программа, рассчитанная на несколько лет и направленная на продолжение курса либерально-радикальных реформ.

С января 2002 года предпринята реформа пенсионной системы, с целью перехода от солидарного принципа к накопительному. Важным направлением либерального курса является продолжение жилищно-коммунальной реформы, в результате которой будет создана конкурентная среда для предприятий ЖКХ, что должно привести к, улучшению качества их услуг при параллельном снижении затрат на их предоставление. И тогда население будет оплачивать 100% стоимости коммунальных услуг. Малоимущим слоям будет оказываться адресная помощь: перечисление на их личные счета необходимых денежных средств-субсидий. Неотъемлемой частью экономической политики в России является земельная реформа. Государство утратило монополию на землю в процессе передачи земли гражданам и предприятиям. Приватизация земли привела к возникновению частной и общей долевой собственности на землю, наделению земельными паями жителей сельской местности.

Особое внимание правительство намерено уделить среднему и малому предпринимательству, поскольку в развитых странах это сектор - основа экономики. В 2000 г. установлена единая ставка подоходного налога – 13% - самая низкая в мире. Кроме того, отменены налоговые льготы, сокращены налоги с оборота, параллельно ужесточена налоговая дисциплина. Все это стимулировало деловую активность, пополнило казну и упростило налоговую систему. После эпохи дефицитных бюджетов, когда тратили денег больше, чем зарабатывали, с 2001 г. государственный бюджет неизменно сводится с профицитом. В 2000-2004 гг. правительство М.М. Касьянова больше внимания уделяло социальной сфере - детям, пенсионерам, инвалидам, безработным, уволенным в запас военнослужащим, мигрантам. Обязательными элементами социальной системы стали: индексация заработной платы бюджетников и пенсий; пособия на детей и по безработице; переподготовка и новая организация трудоустройства, целевые выплаты малоимущим слоям населения и т.д.