logo search
древний восток (1)

11.Великая Ассирийская военная держава в 1 тыс.До н.Э.

Великая Ассирийская военная держава в 1-м тыс. до н.э..

. I)

      

  

В 1-м тыс. до н.э. наблюдается экономический подъем древневосточных государств, вызванный внедрением в производство нового металла - железа, интенсивным развитием сухопутной и морской торговли, заселением всех удобных для жизни территорий Ближнего Востока. В это время ряд старых государств, таких как, Хетттское государство, Митанни, распадаются на части, поглощаемые другими государствами ,и сходят с исторической арены. Другие, например Египет, Вавилон, переживают внутри- и внешнеполитический упадок, уступают свою ведущую роль в мировой политике другим государствам, среди которых выделяется Ассирия. Кроме того, в 1-м тыс до н.э. на политическую арену выходят новые государства - Урарту, Куш, Лидия, Мидия, Персия.

 

Еще во 2-м тыс. до н.э. Ассирия стала одним из крупнейших древневосточных государств. Однако нашествие полукочевых арамейских племен тяжело отразилось на ее судьбе. Ассирия переживала затяжной, почти двухсотлетний упадок, от которого она оправилась только в 10 веке до н.э.. Осевшие арамеи смешались с основным населением. Началось внедрение железа в военное дело. На политической арене у Ассирии не было достойных соперников. К завоевательным походам Ассирию подталкивали нехватка сырья (металлы, железо), а также желание захватить подневольную рабочую силу - рабов. Ассирия часто переселяла целые народы с места на место. Очень многие народы платили Ассирии большую дань. Постепенно, с течением времени, ассирийское государство стало по-сути жить с этих постоянных грабежей.В стремлении захватить богатства Передней Азии Ассирия не была одинока. Такие государства как Египет, Вавилон, Урарту, постоянно противостояли в этом Ассирии, и она вела с ними длительные войны.К началу 9 века до н.э. Ассирия окрепла, восстановила свою власть в Северной Месопотамии и возобновила захватническую внешнюю политику. Особенно она активизировалась в правление двух царей: Ашшурнацирапала 2 (883-859 гг. до н.э.) и Салманасара 3 (859-824 гг. до н.э.). При первом из них Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири, из которых позже сформировалось государство Урарту. Ряд поражений ассирйиские войска нанесли горным племенам Мидии, живших к востоку от Тигра. Но основное направление ассирийской экспансии было устремлено на запад, в район Восточного Средиземноморского побережья. Обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных камней), великолепный строевой лес, благовония были известны на всем Ближнем Востоке. Здесь же проходили основные пути сухопутной и морской торговли. Они проходили через такие города как Тир, Сидон, Дамаск, Библ, Арвад, Каркемиш.Именно в этом направлении предпринимает главные военные походы Ашшурнацинапар 2. Ему удолось разбить арамейские племена, жившие в Северной Сирии, покорить одно из их княжеств - Бит-Адини. Скоро он достиг берегов Средиземного моря, и ряд правителей сирийских княжеств и финикийских городов принесли ему дань.Его сын Салманасар 3 продолжил завоевательную политику отца. Большинство походов тоже было направлено на запад. Однако, в это время Ассирия воевала и в других напрвления. На севере шла война с государством Урарту. Вначале Салманасару 3 удалось нанести ему несколько поражений, но затем Урарту собралось с силами, и войны с ним приняли затяжной характер.Большой упех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Скоро на вавилонский трон был посажен ассирийский ставленик. На западе Салманасар 3 окончательно захватил княжество Бит-Адини. Ему принесли дань и выразили покорность цари княжеств Северной Сирии и юго-востока Малой Азии (Куммух, Мелид, Хаттина, Гургум и др.). Однако скоро Дамасское царство создало многочисленную коалицию для борьбы с Ассирией. В нее вошли такие государства Куэ, Хамат, Арзад, Израильское царство, Аммон, арабы Сирийско-Месопотамской степи, в боях участвовал и египетский отряд.Ожесточенное сражение произошло при городе Каркаре на реке Оронт в 853 г. до н.э.. По-видимому, ассирийцы не смогли нанести окончательного поражения коалиции. Хотя Каркар пал, но другие города коалиции - Дамаск, Аммон, не были взяты. Только в 840 г. после 16-ти походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Хазаилу, царь Дамаска, был разбит, была захвачена богатая добыча. Хотя сам город Дамаск опять не был взят, военная сила Дамасского царства была сломлена. Тир, Сидон и Израильское царство поспешили принести дань ассирийскому царю.В результате захвата многочисленных сокровищ, Ассирия в этот период начала общирное строительство. Отстраивался и украшался древний Ашшур. Но в 9 веке до н.э. особое внимание ассирийских царей было обрашено на новую ассирийскую столицу - город Кальху (современный Нимруд). Здесь строились величественные храмы, дворцы ассирийских царей, мощные крепостные стены.В конце 9 - начале 8 века до н.э. Ассирийское государство снова вступает в период упадка. В постоянные походы вовлекалась большая часть ассирийского населения, в результате чего экономика страны оказалась в упадке. В 763 г. до н.э. в Ашшуре вспыхнул мятеж, вскоре взбунтовались и другие области и города страны: Аррапху, Гузану. Только через пять лет все эти мятежы были подавлены. Внутри самого государства велась ожесточенная борьба. Торговая верхушка хотела мира для ведения торговли. Военная же верхушка хотела продолжения походов для захвата новой добычи.Упадку Ассирии в это время способствовала изменившаяся к началу 8 века до н.э. международная ситуация. На первое место среди государств Передней Азии выдвинулось Урарту - молодое государство с сильной армией, которое совершало успешные походы в Закавказье, на юго-восток Малой Азии и даже на территорию самой Ассирии.В 746-745 гг до н.э. после поражения, понесенного Ассирией от Урарту в Кальху вспыхивает восстание, в результате которого в Ассирии к власти приходит Тиглатпаласар 3. Он проводит важные реформы. Во-первых, он провел разукрупнение бывших наместничеств, таким образом, что бы в руках любого государственного служащего не сосредоточалось слишком много власти. Вся территория была разбита на небольшие области.Вторая реформа Тиглатпаласара была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, а также воинов-колонистов, которые получали за свою службу земельные участки. В походе и в мирное время каждый воин снабжал себя сам. Теперь же была создана постоянная армия, кторая комплектовалась из рекрутов и находилась на полном царском снабжении. Было закреплено разделение по родам войск. Была увеличена численность легкой пехоты. Стала широко применяться конница. Ударную силу ассирийской армии состовляли боевые колесницы. В колесницу впрягалось четыре коня. Экипаж состоял из двух или четырех человек. Армия была хорошо вооружена. Применялись панцири, щиты, шлемы для защиты воинов. Лощадей иногда закрывали "броней" из войлока и кожи. При осаде городов применялись тараны, возводились насыпи к крепостным стенам, делались подкопы. Для защиты войска ассирийцы строили укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Все крупные ассирийские города имели мощные стены, способные выдержать длительную осаду. Ассирийцы уже имели некое подобие саперных войск, которые возводили мосты, прокладывали проходы в горах. На важных направлениях ассирийцы прокладывали мащенные дороги. Славились своей работой ассирийские оруженики. Войско сопровождали писцы, которые вели запись добычи и пленных. В состав войска входили жрецы, прорицатели, музыканты. Ассирия имела флот, но он не играл значительной роли, так как основные войны Ассирия вела на суше. Флот для Ассирии обычно строили финикийцы. Важной частью ассирийской армии была разведка. Ассирия располагала огромной агентурой в покоренных ею странах, что позволяла ей предупреждать выступления. Во время войны навстечу противнику высылалось множество шпионов, которые собирали сведения о численности вражеского войска, его местонахождении. Разведку обычно возглавлял наследный принц. Ассирия почти не использовала наемные войска. Были такие военные должности - генерал (раб-реши), начальник полка царевича, великий глашатай (раб-шаку). Армия делилась на отряды по 10, 50, 100, 1000 человек. Имелись знамена и штандарты, обычно с изображением верховного бога Ашшура. Наибольшая численность ассирийской армии достигала 120.000 человек.Итак, Тиглатпаласар 3 (745-727 гг. до н.э.) возобновил захватническую деятельность. В 743-740 гг до н.э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н.э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту. В 734-732 гг. до н.э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царство, многие города побережья, арабские княжества и Эдом. На востоке к 737 году до н.э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побежден Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нем короной вавилонского царя. Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при Тиглатпаласаре 3 началось систематическое переселение завоеванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73.000 человек.При приемнике Тиглатпаласара 3 - Салманасаре 5 (727-722 гг. до н.э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар 5 попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном 2 (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трехлетней осады, в 722 г. до н.э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства - Самарию, а затем ее полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н.э. было нанесено тяжелое поражение государству Урарту. Тяжелая борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон 2 вел тяжелую борьбу с племенами киммерийцев.Сын Саргона 2 - Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) также вел ожесточенную борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 году до н.э. осадили столицу Иудейского царства - Иерусалим. Иудейский царь Хизкия принес Синаххерибу дань. Ассирийцы подошли к границе Египта. Однако в это время Синаххериб был убит в результате дворцового переворота и на трон взошел его младший сын - Асархаддон (681-669 гг. до н.э.).Асархаддон совершает походы на север, подавляет восстания финикийских городов, утверждает свою власть на Кипре, завоевывает северную часть Аравийского полуострова. В 671 году он завоевывает Египет и принимает титул египетского фараона. Умер он во время похода на вновь восставший Вавилон.В Ассирии к власти пришел Ашшурбанапал (669 - около 635/627 гг. до н.э.). Это был очень умный, образованный человек. Он владел несколькими языками, умел писать, обладал литературным талантом, приобрел математические и астрономические познания. Он создал крупнейшую библиотеку, состоявшую з 20.000 глинянных табличек. При нем строились и реставрировались многочисленные храмы и дворцы.Однако во внешней политике дела у Ассирии шли не так гладко. Восстает Египет (667-663 гг. до н.э.), Кипр, западносирийские владения (Иудея, Моав, Эдом, Аммон). На Ассирию нападают Урарту и Манна, против Ассирии вытупает Элам, восстают мидийские правители. Только к 655 году Ассирии удается подавить все эти выступления и отбить нападения, но уже окончательно отпал Египет. В 652-648 гг. до н.э. опять восстает мятежный Вавилон, к которому присоединяються Элам, арабские племена, финикийские города и другие покоренные народы. К 639 г. до н.э. большая часть выступлений была подавлена, но это были уже последние военные успехи Ассирии.События развивались стремительно. В 627 г. до н.э. отпала Вавилония. В 625 г. до н.э. - Мидия. Эти два государства заключают между собой союз против Ассирии. В 614 г. до н.э. пал Ашшур, в 612 - Ниневия. Последние ассирийские войска были разгромлены в битвах при Харране (609 г. до н.э.) и Каркемише (605 г. до н.э.). Ассирийская знать была уничтожена, ассирийские города были разрушены, рядовое ассирийское население смешалось с другими народами.

13.Вавилония в конце 2-первой половине 1тыс.до н.э.от политического упадка до образования великой державы

1а. Социальная характеристика. 2. Правление Навуходоносора I (1126—1105). 3. Отношения с арамсями. 4. Вавилония под властью ассирийских правителей. В Двуречье, в конце II тыс. до Р.Х. наконец, кончилось то, что так энергично насаждала третья династия Ура и ее преемники. И храмовые и государственные, и вельможные хозяйства существовали, но все владельцы отдавали землю в аренду крестьянам, а за пределами этих владений крестьяне сидели сами по себе и платили налоги государству. Система, когда один контролирует параллельную полосу, другой — поперечную, исчезла, как будто ее и не было. Везде трудится земледелец, чинно-благородно пашущий землю и платящий налоги или арендную плату. Как его называли "молодец" или не "молодец", мало кого волновало. В Вавилонии сохранился термин "раб". Но рабы имели порой огромные земельные владения, предоставляли свободным людям участки в аренду и даже пытались закабалить трудников; могли разориться, и в то же время могли иметь огромные деньги давали их взаймы, имели крупные владения и обязанности несли такие же, как свободные. Возможно, эту социальную группу к рабам не следует относить. В Вавилонии не исчезло техногенное общество, существовавшее здесь около двух тысяч лет; но прежде всего, в несколько этапов, заметно изменился этнический состав: естественно, никаких шумеров не было, — это было семитское общество, но смешанное, состоявшее из восточных семитов (аккадцев) и западных семитов (ара-меев). Кроме того, ввиду одомашнивания лошади и приручения верблюда вавилонское общество перестало быть изолированным (вливались халдеи, эланиты, кавказские народы, касситы) и превратилось в часть открытого мира, и здесь попытаться выдавать паек и собирать бесчисленные справки было совершенно бессмысленно. Культура была чрезвычайно высокой, но она все более переставала носить "принудительный характер", что было наследием бюрократии техногенного общества. Вавилонское государство существовало еще долго, но все чаще периодически попадало в серьезную зависимость от кого-нибудь, чаще всего ассирийцев, иногда эламитов, потом халдеев. Никто из них всерьез не думал, что можно стать хозяином Вавилона, поскольку он являлся слишком большим экономическим, политическим и прежде всего культурным и духовным центром, авторитет которого признавался абсолютно всеми. Даже строя сумасшедшую по размерам Ниневию, ассирийские монархи не пытались из Вавилона перенести в нее средоточие сакрального мира Передней Азии. В середине XII в. в Вавилонии прекращается правление касситов, и страну захватывает Элам. Впрочем, эламские цари не пытались присоединить Элам к Вавилону, так как все понимали, что подобная акция со стороны будет выглядеть достаточно смешно. В связи с чем эламиты, обладая здесь политической властью, оставили на троне подконтрольного себе вавилонского царя. Вавилонская династия никогда не прерывалась, правда, иногда местные цари были очень странными по своей этнической принадлежности. Большую часть времени они были независимы, но порой возникал такой институт как личная уния, когда иному соседнему монарху-завоевателю очень хотелось, чтобы рядом не было вавилонского царя. Поскольку избавиться от этого поста невозможно, поэтому завоеватель объявлял себя царем и Вавилона. Таков был максимум посягательства на права города, которое мог себе позволить самый ошалелый ассирийский правитель, утверждая: "я заодно и царь Вавилона". Но чтобы в Вавилонии не было царя вообще, никто и представить не мог. Надо сказать, никакой город в Передней Азии такого авторитета не имел. Вавилоняне почитались народами, которые и языка-то их не понимали, и религию не исповедовали. Это было уважение совершенно определенного рода: к классическому техногенному государству и его богам, не похожее на исповедание местной веры. Синтез богов, государства, культурных традиций, образования — все в совокупности и было Вавилоном. Вавилон — способ жить, не случайно в Ветхом Завете именно в таком контексте он и упоминается. 2. В конце XII в. появляется царь, имя которого потом стало одной из популярных дразнилок у школьников, — Навуходоносор I (1126—1105). Правил он недолго, но эффективно, полностью отделавшись от эламского контроля и заложив основы векового подъема. Причем с Эламом он разобрался так, что тот 300 лет не попадался ни в какие документы (до IX в.), хотя и не исчез. Впрочем, при Навуходоносоре Вавилон не вел крупных войн, поскольку вавилонское общество тогда не очень стремилось, в отличие от Ассирии, к крупным завоевательным акциям. Вавилон если захватывал что-нибудь, то всерьез, а авантюры появляются только в самом конце существования государства. Может, поэтому в политических историях древнего Востока Вавилон данного периода особенно и не описывается, поскольку это история ассирийских драк и реакции на них окружающих, тогда как Вавилон с достоинством собирал вокруг себя небольшие территории и как мог, обычно успешно противостоял Ассирии. 3. У Вавилона с Х в. была одна внутренняя проблема — семитские арамейские племена халдеев, которые жили в низовьях Тигра и Евфрата и занимались земледелием. Сюда они пришли, видимо, уже на лошадях, но сравнительно давно. В горах и болотах халдеев было почти невозможно достать. Поэтому многократные походы вавилонских царей на них обычно кончались тем, что халдеи с бульканьем погружались в тину под сенью камышей, а недовольные вавилоняне были вынуждены ретироваться; через некоторое время все начиналось сначала. Походы были чрезвычайно частые, а вот свидетельств о том, что халдеев, хотя бы на бумаге (на табличке), полностью разгромили, никогда не было: они всегда успевали скрыться и с каждым разом становились все сильнее и сильнее. Может быть, хотя и мало вероятно, у них имелись какие-то связи с другими арамейскими народами. Область, заселенная тогда арамея-ми, может быть названа арамейская дуга, она тянулась от южной "полусухой" периферии Двуречья до оазиса Тейма в Центральной Аравии. В этом оазисе имеется достаточное количество воды. Покуда не было всадников, попасть в Тейму было, видимо, личным достижением и радостью немногочисленных обитателей Передней Азии. Теперь начинаются непрерывные скитания: Тейма — Дамаск — Пальмира (совр. Тадмор — оазис на севере Сирийско-аравийской пустыни, к северо-востоку от Дамаска), — с южной периферии Двуречья идет сплошная арамеизация Месопотамии. Халдеи довольно быстро, в отличие от других арамейских групп, вошли в восточно-семитскую культуру Вавилона, базирующуюся на аккадо-аморейской традиции, и признали Мардука. В чем специфика его культа? В большинстве обществ, практикующих архаическое многобожие, боги образуют поколения, каждое — со своим кругом функций. Первые— боги хаоса и боги, разделяющие хаос. Они всегда очень неопределенные, аморфные, часто — не очень антропоморфные. Затем появляются боги сил природы, олицетворяющие небесные, наземные и водные стихии. Следующие боги-герои, приносящие полезные технические изобретения; наконец, боги, если можно так выразиться, полезных социальных институтов, то есть дающие сакральную санкцию на какую-то форму государственной власти. Мардук — бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. 4. В VIII веке, когда в Ассирии правил великий реформатор и мудрец Тиглапталасар III, который в 729 году захватил Вавилон и провозгласил себя его царем. Однако в 721 году, в царствование Саргона II, эта область выходит из-под власти Ассирии, и Вавилон приобретает относительную независимость. Впрочем, волевой импульс вавилонского населения был уже исчерпан. Усталость народа — сложная вещь, хорошо видная на примере Позднего Египта. Усталость острее всего переживают центры империй, центры техногенных обществ. Самые энергичные люди уходят из деревень и городов побеждать или терпеть поражения, но погибают, и в обществе рождается мысль, что коллективное усилие достаточно тяжело по напряжению п в целом ничего не дает; такие народы трудно поднять на завоевательные войны, а порой даже на оборонительные29. После полутора веков (IX-третья четв. VIII вв.) смятения коренное население Двуречья вступает в эту стадию. Здесь живут умные, образованные, дисциплинированные люди, но воевать и умирать под какими-либо знаменами им уже не хочется. Зато с юга напирают энергичные " молодые", гармонические халдеи, которые после поражения ассирийцев от эламитов в битве при Дере в 720 году быстро входят в Вавилон и под аплодисменты жителей утверждают здесь свою власть. Формальным правителем Вавилонии стал халдейский вождь Мардук-апла-иддин II, продержавшийся у власти до 710 г. Халдеи довольно быстро научились руководить государством, начали отнимать землю у городов, но никого не резали, а раздавали ее своим поселенцам и воинам. Но не халдеям создавать большие многовековые государства и даже их поддерживать. В 690 году пришел ассирийский царь Синаххериб и осадил Вавилон, разрушив его в следующем, 689 году. Вавилония превратилась в рядовую ассирийскую провинцию. Следующий правитель Асархаддон, человек более образованный и мягкий, город восстанавливает. Перед смертью царь разделил ассирийскую державу между своими сыновьями (669 г.), и в Вавилоне начинает править Шамаш-шум-укин, который, заключив союз с рядом государств и восточных племен, поднял восстание против Ассирии в 652 году. Восстания этого времени становятся чрезвычайно жестокими, поскольку Передняя Азия покрывается плотной сетью хорошо укрепленных городов с большими складами и крепостей, подготовленных к длительной осаде. Вавилон был почти неприступен, поэтому его осада длилась три года. Лишь после штурма ассирийцев 648 году город пал

14.Культура народов Древней Месапотамии

2. Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры3. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство4. Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи, письменность и литература, архитектура искусство, исторические памятники5. Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство

6. Мифология Месопотамии

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени -целых тысячелетий - культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.Культурология - гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления. 2. Культура Двуречья

Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 - 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.3. Культура шумеро-аккадского государстваОснову экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии. Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. Система религиозно - мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной. Как правило, каждый город - государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе, - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича - сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.