Задачи дисциплины:
Дисциплина ориентирует на изучение истории Отечества с целью профессионального понимания социокультурных и политических условий развития современного мира; выявления устойчивых тенденций исторической динамики, способность выделять и научно анализировать социально-значимые проблемы; знание научных школ истории России.
Задачи дисциплины:
- в хронологической последовательности изучить целостную картину исторического процесса России, ее взаимодействия с другими странами, важнейшие события и факты прошлого;
- выработать навыки работы с историческими источниками и научной литературы;
- ориентироваться в исторической терминологии;
- сформировать умения систематизации исторического материала и применять полученные знания посредством профессиональной речевой коммуникации.
Роль и место дисциплины в процессе подготовки по ООП:
Для подготовки бакалавров по направлению - по направлению 050100 «Педагогическое образование» дисциплина «Наша страна с древнейших времен до конца XVI в.» является одной из базовых гуманитарного комплекса вузовских дисциплин, поскольку знания, полученные по этому предмету будут востребованы ими в практической педагогической и культурно-просветительской работе. Дисциплина входит в базовую (обязательную) часть основной образовательной программы (? Код ???). Изучение дисциплины направлено на формирование культуры личности будущего выпускника, целостности и глубины его взглядов в столь широкой и общезначимой области, как история и культура.
Требования к первоначальному уровню подготовки бакалавров:
Студент должен владеть знаниями по истории и обществознанию в объеме старшей школы (базовый уровень), обладать начальными навыками работы с историческими источниками, картами и другими источниками информации; владеть базовыми историческими, социологическими, культурологическими категориями и понятиями; иметь общее представление об основных этапах исторического развития России (периодизация).
Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины.
На основе полученных знаний студент должен овладеть системой господствующих в России культурных и нравственных ценностей; проявлять патриотизм и гражданственность; с уважением относиться к традициям и культуре различных народов. Пользуясь полученными по дисциплине знаниями, студент должен стремиться повышать свою культуру, расширять свой профессиональный кругозор.
В практическом плане студент должен овладеть навыками исторического анализа, способностями общения с другими людьми, особенно – с детьми; на основе полученных знаний должен успешно выстраивать свои отношения с окружающим миром.
Выпускник должен понимать и уметь объяснить роль истории, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи исторического опыта, руководствоваться в своей деятельности современными принципами диалога и сотрудничества, быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям.
В результате изучения дисциплины выпускник - бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её (ОК – 1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принцапами толерантности, диалога и сотрубничества (ОК-3)
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
Выпускник - бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОПК-2)
- способен реализовывать учебные программы базовых курсов в образовательных учреждениях )ПК-1)
- обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения (ПК- 6);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9)
Выпускник - бакалавр должен знать: исторические факты, события, этапы, закономерности, причинно-следственные связи; уметь: использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, межличностном общении, самостоятельно анализировать научную литературу, применять соответствующую терминологию; владеть: способностью к критике, самокритике и работе в коллективе.
- Институт гуманитарных наук кафедра отечественной истории
- «Наша страна с древнейших времен до конца XVI в.» направление – 050100 «Педагогическое образование»
- Содержание
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- Часть III. Технологическая карта дисциплины
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- 1.1. Пояснительная записка
- Задачи дисциплины:
- 1.2. Распределение тематических разделов дисциплины и форма итогового контроля
- 1.3. Содержание дисциплины
- От союзов племен к государственным образованиям
- 1.1. Этническая и политическая история Восточной Европы в I тысячелетии до н.Э. - в начале I тысячелетия н. Э.
- 1.2. Природно-географический фактор и его влияние на историю восточных славян
- 1.3. Общественный строй и верования восточных славян
- 2. Киевская Русь
- 2.1. Основные источники по истории Киевской (Древней) Руси
- 2.2. Киевская Русь - колыбель восточнославянской государ-ственности
- 2.3. Политическая история Древней Руси
- 2.4. Характеристика государства и общества Киевской Руси в эпоху ее расцвета
- 2.5. Киевская Русь в системе международных отношений
- 2.6. Мир человека и культура Древней Руси
- 3. Удельная Русь
- 3.1. Общая характеристика удельного периода
- 3.2. Формирование трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства
- 3.3. Древнерусская культура удельного периода
- 4. Русь и Орда
- 4.2. Монгольское нашествие и его влияние на политическую и этническую ситуацию в Восточной Европе
- 4.3. Удельная Русь на западных рубежах
- 5. Великое княжество Литовское в XIII – XV вв.
- 6. Образование и развитие Русского государства в XIV – первой трети XVI вв.
- 6.1. Формирование территориального и этнического ядра Великорусского государства
- 6.2. Борьба за первенство на Северо-востоке Руси
- 6.3. Церковь в эпоху ордынского владычества
- 6.4. Завершение формирования Русского государства в середине XV - первой трети XVI века
- 6.5. Русская культура XIV- начала XVI вв.
- 7. Московское царство
- 7.1. Русское государство в XVI веке
- 7.2. Начало правления Ивана IV
- 7.3. Ливонская война и опричнина
- 7.4. Русское государство в конце XVI века
- 7.5. Русская культура XVI века
- 1.4. Список рекомендуемой литературы Основная литература:
- Справочные издания:
- Дополнительная литература:
- 1.4. Список Интернет ресурсов
- 1.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2011 – 2012 Учебный год
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- 2.2. Тематический план курса
- 2.2.1. Лекции
- Рекомендуемая литература к лекциям
- Тема 1: Исторические источники (4 часа)
- Тема 2: Племена восточных славян (2 часа)
- Тема 3: Повесть временных лет (6 часов)
- Источники:
- Тема 4: Русская Правда. (4 часа)
- Тема 5. Религиозные представления Древней Руси (4 часа).
- Тема 6. Московское княжество в XIV- первой половине XV вв. Становление единого Русского государства. (4 час.)
- Тема 7. Русское государство во второй половине XV – первой трети XVI в. (4 часа)
- Тема 8. Время Ивана Грозного (4 часа)
- Тема 9. Основные проблемы исторического развития России в период средневекоья (повторительно-обобщающий семинар) (2 час.)
- Тема 10 Коллоквиум по монографиям (1 монография) (2 час.)
- 2.4. Тематика докладов, рефератов и курсовых работ
- Курсовые работы
- 2.5. Темы и формы самостоятельной работы студентов
- Требования и вопросы к экзамену
- Примерные вопросы к экзамену
- Тесты и задания
- Вопрос 33. Соотнесите даты и исторические события:
- Вопрос 34. Расположите события в хронологическом порядке (даты указывать не надо):
- Вопрос 35. Дайте определение следующим понятиям:
- 2.5. Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
- Основная литература:
- Справочные издания:
- Дополнительная литература:
- 2.6. Методические указания для преподавателей
- 2. 7. Методические указания для студентов