Курсовые работы
Языческие традиции в Древней Руси.
Свв. Борис и Глеб в древнерусской агиографии (житейское и сакральное).
Первые века христианства на Руси.
Крещение Руси как цивилизационный выбор.
Обыденные представления древнерусского человека.
Идеалы древнерусского человека в «Поучении» Владимира Мономаха.
Феномен юродства в древней Руси.
Святые Древней Руси и святость как категория древнерусской культуры.
Архитектура древнерусских храмов (символика, технология, традиция).
Легендарные мотивы в русских житиях.
Русь и Великая Степь.
«Господин Великий Новгород» и его место в средневековой истории.
Киевская Русь и Новгородская Русь: общее и особенное в культуре.
Культура Владимиро-Суздальской Руси: традиции и новаторство.
Отражение Куликовской битвы в памятниках древнерусской литературы.
Соперничество Твери и Москвы.
Возвышение Москвы и политика московских князей.
Москва и Орда
Москва и Великое княжество Литовское.
Феодальная война и ее место в истории становления единого Русского государства.
Иван III – «государь Всея Русии»
Иосифляне и нестяжатели: культурный смысл религиозной полемики.
Концепция «Москва – Третий Рим» (религиозный, политический и исторический смыслы).
Эпоха «боярского правления» в истории России.
Реформы Ивана IV
Царство террора: опричнина и ее смысл в оценках современников и потомков.
Иван Грозный как писатель и публицист.
Идеология и символы Московского царства.
Строй и чин русской культуры XVI века.
Культурно – исторический смысл переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.
«Домострой» как свод нравственно-религиозных принципов XVI века.
- Институт гуманитарных наук кафедра отечественной истории
- «Наша страна с древнейших времен до конца XVI в.» направление – 050100 «Педагогическое образование»
- Содержание
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- Часть III. Технологическая карта дисциплины
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- 1.1. Пояснительная записка
- Задачи дисциплины:
- 1.2. Распределение тематических разделов дисциплины и форма итогового контроля
- 1.3. Содержание дисциплины
- От союзов племен к государственным образованиям
- 1.1. Этническая и политическая история Восточной Европы в I тысячелетии до н.Э. - в начале I тысячелетия н. Э.
- 1.2. Природно-географический фактор и его влияние на историю восточных славян
- 1.3. Общественный строй и верования восточных славян
- 2. Киевская Русь
- 2.1. Основные источники по истории Киевской (Древней) Руси
- 2.2. Киевская Русь - колыбель восточнославянской государ-ственности
- 2.3. Политическая история Древней Руси
- 2.4. Характеристика государства и общества Киевской Руси в эпоху ее расцвета
- 2.5. Киевская Русь в системе международных отношений
- 2.6. Мир человека и культура Древней Руси
- 3. Удельная Русь
- 3.1. Общая характеристика удельного периода
- 3.2. Формирование трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства
- 3.3. Древнерусская культура удельного периода
- 4. Русь и Орда
- 4.2. Монгольское нашествие и его влияние на политическую и этническую ситуацию в Восточной Европе
- 4.3. Удельная Русь на западных рубежах
- 5. Великое княжество Литовское в XIII – XV вв.
- 6. Образование и развитие Русского государства в XIV – первой трети XVI вв.
- 6.1. Формирование территориального и этнического ядра Великорусского государства
- 6.2. Борьба за первенство на Северо-востоке Руси
- 6.3. Церковь в эпоху ордынского владычества
- 6.4. Завершение формирования Русского государства в середине XV - первой трети XVI века
- 6.5. Русская культура XIV- начала XVI вв.
- 7. Московское царство
- 7.1. Русское государство в XVI веке
- 7.2. Начало правления Ивана IV
- 7.3. Ливонская война и опричнина
- 7.4. Русское государство в конце XVI века
- 7.5. Русская культура XVI века
- 1.4. Список рекомендуемой литературы Основная литература:
- Справочные издания:
- Дополнительная литература:
- 1.4. Список Интернет ресурсов
- 1.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2011 – 2012 Учебный год
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- 2.2. Тематический план курса
- 2.2.1. Лекции
- Рекомендуемая литература к лекциям
- Тема 1: Исторические источники (4 часа)
- Тема 2: Племена восточных славян (2 часа)
- Тема 3: Повесть временных лет (6 часов)
- Источники:
- Тема 4: Русская Правда. (4 часа)
- Тема 5. Религиозные представления Древней Руси (4 часа).
- Тема 6. Московское княжество в XIV- первой половине XV вв. Становление единого Русского государства. (4 час.)
- Тема 7. Русское государство во второй половине XV – первой трети XVI в. (4 часа)
- Тема 8. Время Ивана Грозного (4 часа)
- Тема 9. Основные проблемы исторического развития России в период средневекоья (повторительно-обобщающий семинар) (2 час.)
- Тема 10 Коллоквиум по монографиям (1 монография) (2 час.)
- 2.4. Тематика докладов, рефератов и курсовых работ
- Курсовые работы
- 2.5. Темы и формы самостоятельной работы студентов
- Требования и вопросы к экзамену
- Примерные вопросы к экзамену
- Тесты и задания
- Вопрос 33. Соотнесите даты и исторические события:
- Вопрос 34. Расположите события в хронологическом порядке (даты указывать не надо):
- Вопрос 35. Дайте определение следующим понятиям:
- 2.5. Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
- Основная литература:
- Справочные издания:
- Дополнительная литература:
- 2.6. Методические указания для преподавателей
- 2. 7. Методические указания для студентов