Государственные реформы первой четверти XVIII в.
1.Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
2.Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.
После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
3. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;
Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обёр-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
4.Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления — коллегии. •
Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:
Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба Остановилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
5. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.
Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
6. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.
В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.
В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.
До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола 21г путём жеребьевки. К концу петровской эпохи срок службы – 25 лет, в случае ранения или увечий – освобождался. Усиление дисциплины в армии: а)путём ужесточения уг наказаний (децимация – расстрел каждого 10 солдата полка, бежавшего с поля боя, и всех офицеров; шпицрутены, ношение оружие, смертная казнь (за кражу у боевого товарища), за дезертирство – наказание всей семьи.
Создание военно-морского флота 1714 г – 1-ые победы (Воронеж, Астрахань).
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.
Армия делилась на полки, полки— на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.
При Петре 1 законодательно оформляются сословия:
1.Шляхетства (бояре и дворяне бывшие: а) потомственные (могли передавать свой титул детям) б)личные (не могли передавать титул). Обязанности: а) находиться на гос службе (военная служба – приоритет) б)получение образования( без него не имели право жениться) Права: а) владеть землёй и использовать крепостных, работающих не этой земле б) освобождались от налогов. Возможности приобретения титула: 1)рождение в семье потомственного дворянина 2) выход замуж за дворянина 3) выслуга лет на гос службе 4) совершение какого-либо подвига.
2.Мещанство (всё представительство гор населения). Обязанности: 1)налоги в казну 2) рекрутская повинность. Право: 1) заниматься торговлей и ремеслом в отличие от дворянства 2) участие в органах местного самоуправления.
3.Духовенство: 1) чёрное (монахи, могли занимать высшие должности в иерархии церкви) 2)белое (священники). Обязанности: 1)налоги 2)поставлять для армии провизию (рекрутская повинность не в личной форме). Права: 1)исполнение церковных обрядов 2)взимание $ за это .
4.Крепостные кр.: 1)крестьяне 2)холопы (исчезают). Обязанности: 1)обеспечивать материальную сторону жизни своих хозяев, 2)налоги (подушная подать), 3) рекрутская повинность. Прав нет. Пётр 1 слил воедино и кр и холопов, но определил их статус, следовательно это право было у дворян. Крестьяне холопами. Цель Петра 1: создать общую систему, в которой каждый человек служит гос-ву.
- Билет № 1
- 1.Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.
- 2. Февральская революция 1917 года и формирование новой государственной системы.
- Билет № 2
- 1.Церковная организация и церковное право хv-хvii вв.
- Билет № 3
- Земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.
- Кодификация права в рсфср 1922-1924 гг. Общая характеристика.
- Билет № 4
- Псковская судная грамота.
- 2. Советское государство в послевоенный период (1950-1980 гг.): тенденции развития, механизм действия административно-командной системы.
- 1. Изменения в государственном аппарате
- 2. Изменения в праве
- 3. Изменения в управлении народным хозяйством.
- Билет № 5
- Объединение русских земель в единое Московское централизованное государство (хiv-хVвв.).
- 2. Первые советские декреты о суде 1917-1918 гг.
- Билет № 6
- Соборное Уложение 1649 года: разработка, источники, структура.
- 2.Государственно-политическая система в период нэпа.
- Билет № 7
- Русская Правда как памятник права.
- Губернская реформа 1775 года. Судебная и полицейская реформы.
- Билет № 8
- Сословный строй России в хviii - первой половине XIX вв. Правовой статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года.
- Конституция рсфср 1918 года.
- Билет № 9
- Сословно-представительная монархия в России.
- Земельный и Трудовой кодексы рсфср 1922 года - правовое регулирование частнохозяйственных отношений.
- Билет № 10
- Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
- III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
- Билет № 11
- Государственный строй Киевской Руси.
- Законодательная политика Временного буржуазного правительства России в 1917 году.
- Билет № 12
- Становление древнерусского права. Характеристика основных источников.
- Развитие государственной системы России во второй половине XIX века.
- Билет № 13
- Сословный строй в России в хv-хvii вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства.
- Конституция ссср 1936 года.
- Развитие права в XVIII веке. Попытки кодификации.
- Изменения в государственном строе ссср в период Великой Отечественной войны.
- 53. Советское право в годы Великой Отечественной войны.
- 6. Колхозное (трудовое) право —
- Билет № 15
- Развитие уголовного права в первой половине XIX века.
- Аграрная реформа 1906-1910 гг. Деятельность п.А.Столыпина.
- Билет № 16
- Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова (XII-XV вв.).
- Создание и основные положения Уголовного кодекса рсфср 1922 года.
- Билет № 17
- 1.Кодификация русского права в первой половине XIX века.
- 2. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума.
- Билет № 18
- Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование.
- 2.Изменения в правовом положении русской православной церкви (XVIII- первая половина XIX века).
- Билет № 19
- Право собственности и владения на землю в Русском государстве в хvi-хvii вв. (вотчина и поместье).
- Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция ссср 1924 года.
- Билет № 20
- Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. В России.
- Советское право в годы Великой Отечественной войны.
- 6. Колхозное (трудовое) право —
- Билет № 21
- Уголовное право по Воинским артикулам 1715 года.
- II Всероссийский съезд Советов и его решения.
- Формирование крепостного права в России (хv-хvii вв.). Крепостное законодательство.
- 2. Судебная реформа 1864 года.
- Билет № 23
- Судебники хv-хvi вв.: преступления и наказания.
- Государственные реформы первой четверти XVIII в.
- Билет № 24
- Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки абсолютизма.
- Создание основ советского права. Декреты снк в сфере гражданского, семейного, трудового, земельного, уголовного права.
- Билет № 25
- Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 года.
- 2.Учредительное собрание в России (1917-1918 гг.). Созыв и причины роспуска.
- Билет № 26
- 1.Государственные реформы середины XVI века.
- Гражданский кодекс рсфср 1922 года: разработка, принятие, основные черты права.
- Билет № 27
- Судебники хv-хvi вв.: источники, разработка, систематика правовых норм.
- Крестьянская реформа 1861 г.