logo
IOGP_billety

1. Изменения в государственном аппарате

Сразу же после войны были упразнены чрезвычайные и другие вызванные потребностями войны органы военного времени. Так был упразнен Государственный Комитет Обороны, дела переданы СНК. Военно-промышленные наркоматы были преобразованы в органы управления мирными отраслями производства.

1. Верховный Совет СССР. Во время войны перевыборы в Советы не производились.

1946 г Были проведены выборы в Верховный Совет СССР. 1947 выборы в Верховные Советы Союзных республик. 1948 выборы во все местные советы.

Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время войны, но реже, чем это было предусмотрено Конституцией (К 36 г — 2 раза в год). С 1946 по 1954 г Верховный Совет созывался 9 раз. Им было обсуждено 37 вопросов, большинство из которых касались бюджета и утверждения приказов Президиума.

2. В февраля 1947 при обеих Палатах Верховного Совета были созданы комиссии законодательных предложений. Эти комиссии должны были предварительно рассматривать и подготавливать законопроекты. Комиссии наделялись правом законодательной инициативы. Созывались по мере необходимости, но не реже раза в три месяца.

3. Президиум. В марте 1946 г. состав был сокращен до 33 человек (ранее — 42). Сделано с целью превращения его в более оперативный орган. В 1947 г была расширена компетенция Президиума Верховного Совета. Получил право денонсировать международные договоры, устанавливать почетные звания, воинские звания и др.

4. Совет Народных Комиссаров и наркоматы СССР. В 1946 г все СНК и сами наркоматы были переименованы в советы министров и министерств.

В конце 40х гг проводились неоднократные попытки совершенствования системы органов управления. Процесс создания и упразднения

В 60 г были упразднены министерство юстиции и министерство внутренних дел.

5. Местные советы депутатов трудящихся. В 1962 г была проведена реформа по разделению краевых и областных советов на промышленные и сельские. В результате нарушилось единство власти — в каждой области находилось по два равноправных органа. В 1964 реформа была свернута и восстановлены единые советы.

6. Органы партийно-государственного контроля. В 1968 г был создан единый союзно-республиканский орган Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Цель — контролировать деятельность государственных органов, руководителей предприятий и совхозов. Подобные органы создавались в республиках и на местах. На предприятиях, стройках, совхозах и колхозах создавались группы содействия государственно-партийному контролю. Все органы партийно-государственного контроля наделялись широкими полномочиями: могли давать указания руководителям министерств, ведомств, предприятий, совхозов и колхозов об устранении недостатков и нарушений; могли требовать устного и письменного объяснения; могли привлекать к ответственности; могли понижать в должности; могли направлять материалы о злоупотреблениях в прокуратуру.

В декабре 1965 г эти органы были переименованы в органы народного контроля.