1.Церковная организация и церковное право хv-хvii вв.
В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место, Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.
Высший церковный орган ("Освященный Собор") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского собора. Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано больше число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословие представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).
Семейное право в XV—XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин — 15 лет, а для женщин 12 лет. "Домострой" (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам.
Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — "вено", обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.
После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойной супруге.
В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении; супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.
Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).
С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.
Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о "двух властях" (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVШ в.
2. Развитие государственной системы России в первой половине XIX века. Деятельность М.М.Сперанского.
1. По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.
Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г.
Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.
2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
3. В 1802 г. началась министерской реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.
Министры и товарищи министров(помощники) назначались императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.
Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляюшие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственной совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.
В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.
С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.
4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.
5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.
В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.
В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы —станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.
6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.
- Билет № 1
- 1.Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права.
- 2. Февральская революция 1917 года и формирование новой государственной системы.
- Билет № 2
- 1.Церковная организация и церковное право хv-хvii вв.
- Билет № 3
- Земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.
- Кодификация права в рсфср 1922-1924 гг. Общая характеристика.
- Билет № 4
- Псковская судная грамота.
- 2. Советское государство в послевоенный период (1950-1980 гг.): тенденции развития, механизм действия административно-командной системы.
- 1. Изменения в государственном аппарате
- 2. Изменения в праве
- 3. Изменения в управлении народным хозяйством.
- Билет № 5
- Объединение русских земель в единое Московское централизованное государство (хiv-хVвв.).
- 2. Первые советские декреты о суде 1917-1918 гг.
- Билет № 6
- Соборное Уложение 1649 года: разработка, источники, структура.
- 2.Государственно-политическая система в период нэпа.
- Билет № 7
- Русская Правда как памятник права.
- Губернская реформа 1775 года. Судебная и полицейская реформы.
- Билет № 8
- Сословный строй России в хviii - первой половине XIX вв. Правовой статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года.
- Конституция рсфср 1918 года.
- Билет № 9
- Сословно-представительная монархия в России.
- Земельный и Трудовой кодексы рсфср 1922 года - правовое регулирование частнохозяйственных отношений.
- Билет № 10
- Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
- III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
- Билет № 11
- Государственный строй Киевской Руси.
- Законодательная политика Временного буржуазного правительства России в 1917 году.
- Билет № 12
- Становление древнерусского права. Характеристика основных источников.
- Развитие государственной системы России во второй половине XIX века.
- Билет № 13
- Сословный строй в России в хv-хvii вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства.
- Конституция ссср 1936 года.
- Развитие права в XVIII веке. Попытки кодификации.
- Изменения в государственном строе ссср в период Великой Отечественной войны.
- 53. Советское право в годы Великой Отечественной войны.
- 6. Колхозное (трудовое) право —
- Билет № 15
- Развитие уголовного права в первой половине XIX века.
- Аграрная реформа 1906-1910 гг. Деятельность п.А.Столыпина.
- Билет № 16
- Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова (XII-XV вв.).
- Создание и основные положения Уголовного кодекса рсфср 1922 года.
- Билет № 17
- 1.Кодификация русского права в первой половине XIX века.
- 2. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума.
- Билет № 18
- Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование.
- 2.Изменения в правовом положении русской православной церкви (XVIII- первая половина XIX века).
- Билет № 19
- Право собственности и владения на землю в Русском государстве в хvi-хvii вв. (вотчина и поместье).
- Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция ссср 1924 года.
- Билет № 20
- Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. В России.
- Советское право в годы Великой Отечественной войны.
- 6. Колхозное (трудовое) право —
- Билет № 21
- Уголовное право по Воинским артикулам 1715 года.
- II Всероссийский съезд Советов и его решения.
- Формирование крепостного права в России (хv-хvii вв.). Крепостное законодательство.
- 2. Судебная реформа 1864 года.
- Билет № 23
- Судебники хv-хvi вв.: преступления и наказания.
- Государственные реформы первой четверти XVIII в.
- Билет № 24
- Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки абсолютизма.
- Создание основ советского права. Декреты снк в сфере гражданского, семейного, трудового, земельного, уголовного права.
- Билет № 25
- Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 года.
- 2.Учредительное собрание в России (1917-1918 гг.). Созыв и причины роспуска.
- Билет № 26
- 1.Государственные реформы середины XVI века.
- Гражданский кодекс рсфср 1922 года: разработка, принятие, основные черты права.
- Билет № 27
- Судебники хv-хvi вв.: источники, разработка, систематика правовых норм.
- Крестьянская реформа 1861 г.