logo search
Lektsia_2

3. Проблема образования государства у восточных славян

Важнейшей проблемой истории восточных славян стало образование государства. В качестве причин образования государства следует, прежде выделить, внешнеполитические причины.

Геополитическая обстановка, в которой оказались племена восточных славян, была крайне неблагоприятной. Им пришлось испытывать постоянные нашествия врагов:

К VIII-IX вв., во многом, как реакция на постоянную внешнюю угрозу, славяне объединялись в территориально-политические общности – племенные союзы, включавшие в себя 120—150 отдельных племен. Название этих племенных групп сохранила древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», созданная в XII в.:

Несколько союзов племен к IX в., возможно, образовали более крупные объединения. По иностранным (персидским) источникам мы знаем три межплеменных центра:

Значительную роль играли первые два союза. По существу, к IX в. на Руси сложились два крупных политических центра – Киев и Новгород.

Ко второй группе причин образования древнерусского государства следует отнести внутриполитические причины.

Первоначально славяне жили родовыми общинамибольшими коллективами родственников, совместно обрабатывающими землю и поровну делящих урожай с нее. Во главе рода стояли старейшины. Несколько родовых общин объединялись в племя. Все мужчины племени собирались на народные собрания (вече), где решали важнейшие вопросы жизни племени, а также выбирали военного вождя (князя).

Однако постепенно, с изменениями в хозяйстве в VII-VIII вв., родовую общину вытесняет соседская община (на севере у славян она называлась – «мир», на юге –«вервь») – коллектив, состоящий из семей, совместно пользующихся лугами, лесами, пустошами, но индивидуально обрабатывающих свои пахотные наделы и присваивающих урожай с них.

Переход к соседской общине породил неравенство, которое все больше усиливалось. Это проявилось в организации управления племенем. Военный вождь все более возвышается над рядовыми общинниками и окружает себя отрядом преданных воинов – дружиной.

Смутные предания об одном из таких князей доносит до нас «Повесть временных лет». Это легенда о правлении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье в VI в. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отме­чал, что такие же княжения были и у других племен.

Из вождя, дружинников и старейшин формируется знать. Новые взаимоотношения в обществе усложняются и требуют регулирования, появляется необходимость в государстве – особой организации общества, созданной для регулирования взаимоотношений между людьми.

Таким образом, к IX в. у восточных славян сложились условия для образования государства. Его создание связано с легендой о призвании варягов.

Как рассказывает «Повесть временных лет», Новгород основан в 859 г. В Новгороде начались беспорядки – «вста род на род». Для их разрешения в 862 г. новгородская знать решила обратиться за помощью к варягам (норманнам, скандинавским викингам). «Земля наша велика и обильна, - обратились к варягам славянские послы, – а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами».

Нестор в «Повести временных лет» более 250 лет спустя писал: «В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор  в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

В Новгород пришел варяжский князь Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. (В действительности слова «сине хус трувор», принятые автором «ПВЛ» за имена братьев Рюрика, обозначают по-шведски «с домом и дружиной».)

– «ПВЛ»: Синеус и Трувор – братья Рюрика (правили в Белоозере и Изоборске соответственно, но спустя два года умерли.

– современные филологи: Синеус и Трувор – искаженные шведские слова «сине хус трувор», обозначающие «с домом и дружиной». Рюрик пришел с крупным военным отрядом.

Однако истинным создателем древнерусского государства следует считать воеводу Олега (879-912), правившего после Рюрика. В 882 г. Олег совершил поход из Новгорода в Киев и, захватив город, объединил межплеменные центры под своей властью.

«ПВЛ»: Аскольд и Дир – «бояре» Рюрика, ушедшие из Новгорода в Киев и ставшие там правителями. «…Узнал Олег, что княжат тут (в Киеве) Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира».

современные историки: Аскольд и Дир – скандинавы, но не связанные с Рюриком (их имена скандинавские, но арабский ученый аль-Масуди говорит о могущественнейшем из славянских князей ал-Дире, жившем в одно время с Олегом, а русские летописи – о столкновениях Аскольда с причерноморскими булгарами (вассалами хазар), в сражениях с которыми погиб сын правителя, а также о состоявшемся в 860 г. походе Аскольда и Дира на Византию, завершившегося неудачей).

М.С. Грушевский и Б.А. Рыбаков: Аскольд и Дир – потомки легендарного славянского князя Кия, основавшего Киев. Но в «ПВЛ» нет доказательств. Рассказ о гибели Аскольда и Дира от рук Олега в 882 г. скорее подтверждает их варяжское происхождение, а не принадлежность к «династии Киевичей».

Обстоятельства возникновения древнерусского государства привели к появлению у ученых диаметрально противоположных выводов о начале русской государственности. Это норманская и антинорманская теории:

Суть норманской теории в том, что русское государство создали варяги (доказательство – легенда о призвании варягов). (не знавший русского языка проф. Санкт-Петербургской АН немец Г.З. Байер считал, что славяне – народ, неспособный самостоятельно создать государство, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер)

Смысл антинорманской теории – на Руси к моменту призвания варягов государство уже сложилось и даже имело собственных князей (доказательство – легенда о Кие). (российские академики М.В. Ломоносов и С.П. Крашенинников)