logo
Lektsia_2

Краткая характеристика западноевропейского феодализма

Термин «феодализм» возник в XVII в. во французской судебной практике.

Феодализмсоциально-экономическая система средневекового общества, характеризующаяся, в первую очередь, условной земельной собственностью и вассальной системой.

Принципы феодализма:

  1. собственник земли – верховный сюзерен – король, получивший ее от Бога, и являвшийся вассалом Папы римского или божьим вассалом.

Феод (лен) тип условного, а с X-XIII вв. – фактически наследственного землевладения, данного сеньором (сюзереном) за службу своему вассалу. Предшественник феода – бенефиций.

Феод (лен) – некий аналог поместья в России.

поместье – условное земельное владение, данное за службу. Владельцы поместий составили особую группу общества – дворян.

В России поместье в XVII в. приобрело черты безусловного наследственного земельного владения (т.е. вотчины). Постепенно стирались грани между поместьями и вотчинами (после прекращения службы дворяне сохраняли за собой поместье). Соборное уложение 1649 г. подтвердило право дворян на передачу поместья по наследству при условии службы сыновей.

  1. Земля – условная собственность всех феодалов, получавших ее от своего сеньора за службу через систему вассалитета.

  1. Основной принцип вассально-ленной системы – иерархическое подчинение феодалов друг другу.

Структура: король – герцоги, графы – бароны – однощитные рыцари (без вассальные). Сеньор мог требовать службы только от своих непосредственных ленников (вассал моего вассала – не мой вассал). Непрямой вассал короля не был обязан ему подчиняться.

Исключение – Англия, где король, как верховный собственник всей земли, принимал присягу на верность от всех землевладельцев (и своих непосредственных вассалов короны (графов, баронов), так и подвассалов (средних и мелких землевладельцев). Последние соответственно были обязаны нести службу в пользу короля и подчиняться его постановлениям.

Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением клятвы верности и совершением соответствующего ритуала (коммендация, позднее — оммаж), во время которого вассал вкладывал свои ладони в ладони сеньора, а тот передавал вассалу меч.

Вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно 40 дней в году), защищать границы его владений, а также в случае поражения выкупать господина из плена.

Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Такая система способствовала феодальной раздробленности. Однако, с введением иммедиатизации (установлением прямой вассальной зависимости мелких рыцарей от короля), а затем и с укреплением абсолютной монархии, это правило прекратило действовать.

  1. Наличие иммунитета у крупных феодалов (герцоги и графы).

Иммунитет – это право феодала (вотчинника в России) осуществлять некоторые государственные (судебные, полицейские и налоговые (фискальные) функции, а в Европе – еще и чеканить свою монету) без вмешательства представителей центральной власти.

В Средней Азии также существовала система вассалитета, но в условиях сильной централизованной власти. К XIII в. пожалованная земля (икт) стала наследственной. Владелец икта мог обладать только фискальным иммунитетом.