Культура древнего китая и средневековья, культура японии
История Китая насчитывает период в семь тысячелетий, начиная с периода неолита. Она восходит к рубежу III-II тысячелетию до н.э., когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Возникновению государства в Древнем Китае предшествовала длительная эпоха родового строя, где в бассейне Хуанхэ сложились неолитические культуры расписной керамики яншао и луншань. Земледелие Китая было связано с возделыванием чумизы и риса. После ослабления раннекитайских государств Шан и Чжоу, на территории Китая образовалось множество мелких государств с высоко развитой культурой; орошаемым земледелием, обработкой металлов, ростом торгово-ремесленных городов, появлением монетной формы денег. С введением правовой и земельной реформы из многочисленных государств выделяется царство Бинь, превратившееся со временем в военно-бюрократическую деспотию. Так называемая эпоха Чжаньо вошла в традицию как классический период в историю духовной культуры Китая. Это было время напряжённого развития интеллектуальной жизни, распространения гуманитарных учений. На улицах и площадях, во дворцах знати происходили идейные диспуты, складывались основные направления философской мысли конфуцианство, даосизм и другие, создавались авторские художественные произведения, возникала критическая философия и теоретическая научная мысль. Однако в глубине массового сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление, вера в культы общинных богов, связанных с человеческими жертвоприношениями. Здесь идёт постоянная борьба между общинными верованиями и общегосударственными, где изымается мотив бунтарства героев, особенно образ мифического героя-борца с наводнениями Гуня, восставшего против небесного Владыки.
Большое значение и развитие в Китае приобрела астрономия. Это точное исчисление солнечного года, открытие кометы Галлея, составление звёздного каталога, умение вычислить лунные и предсказать солнечные затмения. Была установлена периодичность движения небесных светил, связанная позднее с древнекитайской философией дао (пути).
Развитию письменности способствовал переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шёлке. Развивалась математика, физика и особенно механика, связанная со строительством. Развитие естественных знаний способствовало утверждению материалистических философских взглядов в натурфилософском сочинении «Книга времён» (Ицзин), где говорилось об изменчивости всего существующего, и развивалась мысль о движении, как объективном свойстве объективного мира.
В эпоху Чжаньго происходило сближение культуры всех царств, что способствовало распространению древнекитайской иероглифической письменности. Грамотность охватила довольно широкие слои населения с единым древнекитайским языком.
Конфуцианство как философия возникло на рубеже VI-V веков до н.э. Её основоположником является учитель Кун (Кунцзы)-странствующий проповедник, который позднее был обожествлён. Его культ связан с ритуальными жертвоприношениями, а его изречения были записаны его учениками в трактате «Луньюй» (Беседы и суждения), который явился на протяжении многих веков катехизисом конфуцианства и существовал как предмет в китайских школах с зубрёжкой наизусть. Конфуций в своих учениях уделял главное не вопросам бытия, а человеку и человеческому обществу. Конфуцианцы создали каноническую литературу «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу преданий», якобы отредактированные Конфуцием. Несмотря на то, что конфуцианство претерпевало существенные изменения, оно отличалось сильными пережитками мифологического сознания, верованиями в сверхъестественную силу верховного божества Неба, где каждому живущему отведено определённое место, то есть утверждение общественного неравенства, деление общества на управляющих мужей и управляемый презренный люд.
Даосисты напротив резко порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, проповедовали возвращение к первобытнообщинному строю, понимали природу как вечное самодвижение материи, состоящей из неделимых частиц.
Противниками конфуцианства выступала школа маоистов. Их учение было направлено против засилья наследственной аристократии и требование облегчения положения народных низов. Они требовали прекращения междоусобных войн, признания физического труда как основы жизни.
В эпоху борьбы разных философских направлений появляются первые произведения поэтического творчества. Это великий китайский поэт Цюй Юань, создавший исповедь-оду «Скорбь изгнанника» и чуский поэт Сун Юй, создавший любовную поэзию в одах «Распутный Дэнту» и «Горы высокие Тан».
Вся история Древнего Китая отличается жестокой борьбой за власть и подчинение народа. Император Цинь Шихуанди возвёл Великую китайскую стену для защиты от северных соседей. Как китайский народ, так и непокорных соседей обращали в рабство или возлагали на них тяжёлые трудовые повинности. Империя Хань, пришедшая на смену Цинь, превратилась в сильное централизованное государство. Производство железа, никеля, бронзы, лаковых изделий, шёлка открывали торговые и дипломатические связи по Великому шёлковому пути в Среднюю Азию. Дальнейшая история империи Хань связана с народными восстаниями и дворцовыми переворотами, с укреплением ханьско-римской торговли не только по шёлковому пути, но и по морю. Социальные противоречия рабовладельческой империи Хань привели её к упадку, особенно после народного восстания «жёлтых повязок». Однако в период расцвета империи был усовершенствован лун
но-солнечный календарь, астрономами отмечено существование солнечных пятен. Был изобретён компас, сконструирован первый в мире сейсмограф и небесный глобус, описано 2500 звёзд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, отрицательные числа, уточнили значение р (пи).
Медицинский каталог перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Конец эпохи отмечен изобретением механического двигателя, использующего силу падающей воды, водяного насоса, усовершенствованием плуга, созданием грядковой культуры земледелия, чередованием посевов и удобрением земель.
Великим вкладом в общечеловеческую культуру является не только создание шёлкового производства, но и изобретение бумаги из древесного волокна. В эпоху Хань появились первые словари, крупные произведения художественной прозы. Это Фундаментальное произведение 130-томная история Китая, «Исторические записки», в которых прослеживается суть исторических перемен. Среди поэтов выделяется Сыма Сянжу, воспевший могущество империи и самодержца Уди. Получила развитие любовная лирика-«Красавица», «Плач о седой голове», «Песнь о моей обиде», и лишь в редких произведениях выражается бунтарский дух народа - «Восточные ворота», «К востоку от кургана Пинмен».
В цинь-ханскую эпоху сложились основные особенности традиционной китайской архитектуры. Появляются зачатки портретной живописи, монументальной скульптуры, зарождаются театральные зрелища, что привело к возникновению литературной драмы.
Конфуцианство к началу новой эры приходит к расколу. Большое значение приобретает даосистская религия и материалистическая Философия Ван Чуна о единстве, вечности и материальности мира, а буддизм пришёл в Китай с началом новой эры.
В III веке империя Хань после восстания рабов пала и Китай вступил в раннее средневековье. Более полутора веков в стране царила смута, вызванная вторжением кочевников. Юг и север страны стали разными государствами. Необходима была нравственная опора для поддержания власти правителей. Такой религиозной опорой стал буддизм, привнесённый из Индии проповедниками. Благодаря умению приспосабливаться к социальной среде, проповеди милосердия, всеобщего равенства богатых и бедных, всемерному поощрению добрых дел; буддизм быстро распространился и занял прочные позиции.
Одновременно с буддизмом возникли неизвестные ранее образцы монументального зодчества в виде огромных пещерных монастырей, пагод, храмовой скульптуры. Гигантские скальные монастыри и до сих пор являются художественными музеями национальной культуры с явным влиянием буддийской религии, где божества представлены спасителями заблудших, сост
радательными и милосердными. Большой художественный интерес представляют подземные галереи усыпальницы императора Цинь Шихуанди, где была размещена огромная армия терракотовых солдат и лошадей в натуральную величину, а также бронзовые колесницы, запряженные лошадьми и управляемые возницами. Но как считают учёные, это лишь небольшая часть процессии, сопровождавшая императора «Поднебесной» в загробный мир.
Китайская деревянная архитектура средневековья отличается воздушностью, нарядностью, узорчатой резьбой и плавностью ритмов изогнутых крыш. Средневековье в Китае это не только длительный период в его истории, но и время высокого духовного подъёма, расцвета художественной жизни, строительство дворцово-парковых резиденций. В это время возникли новые жанры литературы - роман, новелла, расцвели эпос, музыка и театр, ваяние и зодчество, живопись и художественные ремёсла. Китайские художники стремились познать окружающий мир, обращаясь к образам природы. Они развили жанровую живопись, портрет, создавали пейзажные композиции, изобрели фарфор и книгопечатание с помощью разборного шрифта.
Путём длительных поисков китайцам удалось найти национальную форму живописи: картины-свитки, где использовалась чёрная тушь, а светлые поверхности воспринимались как воздушное пространство. В изображении широко практиковалось сочетание цветов-птиц, растений-насекомых.
В эпоху правления династии Мин, в связи с новым экономическим и духовным подъёмом, появились новые города с прекрасными архитектурными комплексами и созданием в Нанкине Академии художеств, основной задачей которой было подражание живописи классических периодов Тан и Сун.
Роскошь китайского градостроительства поражала современников и представлялась земным раем с величественными дворцами и храмами, тенистыми лабиринтами парков, закованными в мрамор каналами, искусственными гротами и цветниками. Особенно тщательно обустраивались резиденции императоров в Нанкине и Пекине. Города не создавали впечатление утомительного однообразия, а архитектурные сооружения и парковые ансамбли «Запретного города» и «Храма Неба» (Тяньтань), символизирующих почитание земли и неба, как дарителей урожая, являются выдающимися достижениями мировой архитектуры. В северных районах Китая было сильно влияние ламаистского тибетского стиля с суровостью форм и террасной композицией горных храмов.
На протяжении веков трудолюбивый и угнетённый китайский народ, обладавший творческой фантазией и тонким декоративным вкусом, создал великое самобытное искусство и культуру - зодчество, скульптуру, живопись и замечательные творения садово-парковой культуры.
- История мировой и отечественной культуры
- Первобытная культура
- Первобытная культура эпохи бронзы и железа
- Культура и искусство древнего египта
- Культура двуречья, вавилонии, ирана и сирии
- Культура ирана
- Культура древней индии и средневековья
- Культура древнего китая и средневековья, культура японии
- Культура японии
- Культура древней греции
- Культура древнего рима
- Культура византии
- Культура средних веков
- Культура XVII века
- Культура XVIII века
- Культура XIX века
- Культура XX века