Культура византии
На рубеже IV-V столетий происходит напряжённая борьба во всех сферах политической и духовной жизни обеих частей римской империи. Восточная империя выступает как важнейший очаг раннесредневековой культуры в V-VII веках. Она вошла в историю под именем «Византии», где были заложены основы художественного развития восточно-христианского мира. Именно в этот период на смену античному мировоззрению приходит средневековое (жители Восточной империи именовали её по-гречески «Ромейской державой»).
Распространенным видом зодчества начального периода является культовое строительство - храмы, монастырские комплексы, гробницы, а также монументальная живопись и книжная миниатюра (иллюстрация), так как книга занимала важное место в христианском богослужении, где евангельские тексты читались священником в процессе литургии. Уже в IV веке широкое распространение получил кодекс-рукопись из отдельных листов, скреплённых в виде книги (на смену свитку), например, Венская Библия.
Примерно с V века, как особый вид христианского искусства, развивается иконопись с «портретом» священного персонажа. Через монументальную живопись христианство пытается создать на земле образ некоего идеального небесного мира. Излюбленной техникой монументальной живописи в Византии была мозаика, которая преобладала в оформлении культового интерьера на библейские и евангельские темы.
В эпоху правления Юстиниана наблюдается большая строительная активность, так как возводятся новые дворцы и храмы в столице и других центрах. Не случайно Константинополь называли Царьградом, то есть столицей всех городов. Среди построек особенно выделялись Золотые ворота, Большой императорский дворец, ипподром, морской маяк. К моменту сооружения святой Софии, в разных концах империи был накоплен немалый строительный опыт. Главные усилия зодчих были направлены на разработку купольного храма, то есть создания главного грандиозного храма христианской «ойкумены» с воплощением идеи централизации и могущества империи. Собор святой Софии, воздвигнутый на одном из холмов Константинополя, поражал современников и последующие поколения своими грандиозными масштабами и убранством интерьера, выполненного золотистыми купольными мозаиками, облицовкой мраморных стен, оформлением амвона в серебре и драгоценных камнях. Это передавало историю возникновения вселенной в христианском толковании.
Конец VII начало IX века вошёл в историю Византии как «тёмное время». Империя отчаянно сопротивлялась нашествиям соседних племён и натиску славянских народов. Поэтому во внутренней жизни страны происходили сложные процессы. Это было связано с нарождающимися феодальными отно
шениями и средневековыми богословскими ересями, связанными с иконоборчеством, то есть отрицанием иконопоклонения.
Но с победой иконопочитания возросло значение светской культуры: так расширяются архитектурные комплексы Большого дворца, получает расцвет книжная миниатюра, а развитие взглядов на искусство рассматривается главным образом из нужд богословия и принадлежит монастырям. Долгая внутренняя борьба завершилась в 843 году победой иконо-почитателей и получила название средневизантийской или «второго золотого века». Несмотря на бурные потрясения VII начала IX века, Византия оставалась централизованным государством, и новые феодальные отношения складывались очень медленно. Отличительной чертой внутренней жизни Византии была её связь с прошлым могуществом Рима.
В церковной литературе использовались образы, сравнения, стихотворные размеры, рождённые античной словесностью. Высшие деятели церкви не пренебрегали светской учёностью, и церковь не имела монопольного права на образование. В XI веке высшая школа в Константинополе переживала необычайный расцвет. Но эрудиция византийских учёных, обращённая в прошлое, сковывала ум - в ней не ощущалось современное дыхание жизни.
В культовом зодчестве намечается уменьшение размеров храмов, предназначенных для небольшого количества верующих, и основой культового зодчества становится кресто-купольный храм.
Большое значение в византийской культуре имели прекрасно выполненные древние рукописи, которые в глазах византийца обладали высшей правдой, например, кодекс «Слов» Григория Назианзина с хорошо иллюстрированными миниатюрами.
Выдающееся искусство византийской мозаики оказало огромное влияние на соседние страны, куда приглашались византийские мастера для выполнения работ.
В XII столетии происходят значительные сдвиги в развитии литературы: более живым становится литературный слог, появляется любовный роман, героический военный эпос. В иконографических схемах наметилось интимное, одухотворённое начало - «Владимирская богоматерь», «Путеводительница», «0ранта», новая форма иконостаса «Деисус», эмали на золоте, изделия из слоновой кости.
В 1204 году крестоносцы четвёртого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Это был удар, от которого Византия в полной мере уже не могла оправится и как целая империя прекратила своё существование, а на её территории возникла Латинская империя, образованная крестоносцами. Византийские деятели культуры, спасаясь от крестоносцев, рассеялись по владениям Никеи, куда стекались старинные рукописи и лучшие умы государства. Там заложены основы культурного подъ
ёма, который последовал за отвоеванием Константинополя Михаилом Палеологом. Подъём византийской культуры на рубеже XIII-ХIV веков, прежде всего, связан с духовной борьбой за национальное самоутверждение. Философия, литература, искусство ностальгически обращаются к далёкому прошлому. Тем не менее, византийское искусство испытывает новый подъём: оно становится взволнованным и «проникнуто трогательной жизненностью.
Восстановление империи сопровождалось строительной деятельностью по восстановлению Царьграда: обновлялись церкви, росписи, восстанавливались укрепления, монастыри. Получает развитие иконопись, фресковая живопись (иконы «Двенадцать апостолов», «Благовещение»), возникают новые художественные школы, необычайно возрастает роль книжной продукции греко-римской культуры.
В 1453 году, под ударами турок и других восточных народов, практически перестала существовать Византийская империя.
Терминология:
Евангелия - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Христа.
Библия - разнохарактерные сочинения и мифы о сотворении мира, состоит из Ветхого завета (Священное писание) и Нового завета.
Ойкумена - населённая человеком часть земли, описание встречается у Гекатея Милетского, включавшего в понятие ойкумены Европу.
Литургия - христианское церковное богослужение.
Амвон - в христианском храме - возвышение, на котором совершается часть богослужения.
Иконоборчество - социально-политическое и религиозное движение, направленное против культа икон.
Ереси - особое вероучение в христианстве, отклоняющееся от официальной церковной доктрины.
- История мировой и отечественной культуры
- Первобытная культура
- Первобытная культура эпохи бронзы и железа
- Культура и искусство древнего египта
- Культура двуречья, вавилонии, ирана и сирии
- Культура ирана
- Культура древней индии и средневековья
- Культура древнего китая и средневековья, культура японии
- Культура японии
- Культура древней греции
- Культура древнего рима
- Культура византии
- Культура средних веков
- Культура XVII века
- Культура XVIII века
- Культура XIX века
- Культура XX века