logo
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура XVIII века

В XVIII веке исходным пунктом капиталистического производства становится кооперация, то есть совместный труд большого количества людей, выполнявших разные производственные операции. С изобретением парового двигателя происходит проявленный переворот и возникает фабричная система на смену мануфактуре. Культура XIII века связана с эпохой Просвещения. По мысли философов XIX века, это эпоха безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестроить общество на разумных началах, это эра торжества науки над церковной идеологией.

Идеология Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы и связана, как утверждают просветители, с эпохой Возрождения. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, свободомыслие. Просветители развивали материалистическое учение о материи, а в теории познания опирались на сенсуализм (чувственное восприятие, источник познания-ощущения, как отражения объективной реальности, ведёт к материализму), в ряде вопросов подходили к диалектическому пониманию законов природа,

С культом разума связано стремление просветителей, подчинить идеальному разумному началу общественный строй, государственные учреждения с заботой об общем благе людей. Из теории естественного права исходили представления о прирождённом равенстве людей и требовали демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, то есть заключения договора между людьми с надеждой на просвещённого монарха. Оружием борьбы с феодальными мировоззрениями они рассматривали как «школу морали и политики», которую понимали как изгнание теологии из исторического процесса, резкоотрицательное отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс культуры, политик, науки, техники, в естественность законов.

Особое внимание просветители обращали на проблемы воспитания и образования. Они беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания и внесли новые педагогические принципы в науку - Локк, Гельвеции, Дидро, Руссо, Песталоцци. Это идеи влияния среда на воспитание, природного равенства способностей, активизация природных наклонностей ребёнка, соединения обучения с производственным трудом и т.д. В век парадоксов и противоречий приходит понимание в необходимости обновления воспитания и образования, хотя даже взгляда энциклопедистов в этой области были очень противоречивыми. Союз развивающейся науки, техники и торговли требовал активизации светского образования, путём соединения в обучении профессиональных, общекультурных и гражданских Познаний. Основная масса населения оставалась безграмотной или знала только азбуку. Но масштабы образования расширяются, хотя оно проникнуто схоластическими предрассудками, в него постепенно включаются элементы почти всех наук. Образование всё более перестраивается на практический лад, совершая революцию в педагогике, связанную с появлением новых экспериментальных школ Оуэна и Песталоцци.

Идеология просветителей находила выражение в различных художественных направлениях литературы и изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (литературное течение сражающееся в сочувствии к слабым, угнетённым, чувствительность), рококо (грациозный прихотливый декоративный стиль). Литературу просветителей отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало: высокие гражданские идеалы, утверждение положительного героя. Яркие образцы такой литературы дали:

Вольтер - повести «Кандид», «Простодушный», трагедии «Брут», «Танкред», критика «Философские письма»;

Руссо - романы «Эмиль», «Новая Элоиза», «Исповедь»;

Дидро - романы «Племянник Рамо», «Жак - фаталист и его хозяин»;

Бомарше - трилогия «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать»;

Лессинг - теоретик искусства, драмы «Мисс Сара Сампсон», «Эмилия Галотти»;

Гёте - роман «Страдания молодого Вертера», драмы «Эгмонт» и «Фауст»;

Шиллер - драмы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль» и др.

Ведущую роль среда литературных жанров играли сатирический семейно-бытовой роман, роман воспитания, философская повесть, нравоучительное эссе (очерк научный, исторический и т.д.)

Основным художественным направлением XVIII века был классицизм, имевши отчётливо просветительский оттенок в архитектуре Леду - проект «идеального города», а в живописи Давид - французский художник с произведениями большого общественного значения «Клятва Горациев»» «Смерть Марата», «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар», «3еленщица». В стиле рококо, переродившемся из стиля барокко, представлена утончённая живопись Ватто также во Франции. Это интимные галантные работы «Бакский крестьянин», «Общество в парке», «Бивуак», «Капризница». Здесь и лирическая живопись Буше в мифологических и пасторальных сценах, реалистическая живопись Шардена, работавшего в области натюрморта и жанровой живописи - «Молитва перед обедом», «Прачка», портретистов Латура и Фрагонара, скульпторов Фальконе - памятник Петру I и Гудона в скульптурных портретах.

Итальянская живопись представлена именами Тьеполо-декоратора, живописца и графика и Гварди в мифологических, исторических и пейзажных работах - «Александр перед телом Дария»,

Англия в XVIII веке опережает многие страны Европы в формировании капиталистических отношений. Именно в этот период наступает

расцвет английского национального искусства, представленное именами не иностранцев, а представителями национальной культуры.

Основоположником реализма в английской живописи был Хогарт. Основные работы художника - «Карьера мота» (8 картин), «Модный брак» (6 картин), «Улица пива», «Выборы в парламент», где высмеиваются пороки английского общества, а также утверждаются образы положительных героев в работах «Автопортрет», «Продавщица креветок». В области портретной живописи особое место принадлежит Рейнольдсу, писавшему правдивые облагороженные портреты, в области утончённого лирического портрета и английского пейзажа выступал Гейнсборо – «Портрет актрисы Сары Сиддонс», «Голубой мальчик», «Утренняя прогулка», «Собиратели хвороста». Самым прославленным портретистом был Лоуренс, имевший много заказов по всей Европе, Он работал преимущественно в области парадного портрета: члены королевской фамилии, видные политические и военные деятели.

Идеи Просвещения оказали существенное влияние на развитие музыки. Они выработали новую систему эстетических взглядов в сценическом музыкальном искусстве, подготовив оперную реформу Глюка. Они явились духовной основой для создания новых жанров и форм венской классической школы: сонаты, симфонии, концерта в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего духа в экстремальных условиях (роман «Робинзон Крузо» Д.Дефо), веру в положительную природу человека в столкновении с эгоистическими интересами, которыми пронизаны все романы Филдинга.

Большим событием во французском просветительстве стал выпуск «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремёсел», в создании которой принимали участие Дидро, Вольтер, Монтескье, Гельвеции, Гольбах, Тюрго, Кондильяк и др.

Под сильным воздействием европейского просветительства формировавлось просветительское движение и на других континентах - в Северной Америке, России, странах Востока. Ведущими деятелями американского просветительства были Франклин, Т. Джефферсон (автор «Декларации независимости»), Пейн, Купер, Аллен и др.

В Германии на просветительство наложила отпечаток экономическая и политическая отсталость страны, её раздробленность. Первые выражения идей просвещения появились в науке и философии, в трудах Томазия, Лейбница, Вольфа, в которых усиливается критика существующего строя, Работы Лессинга и Клопштока открывают традиции «гражданской лирики». Появляется движение «Бури и натиска», отразившее идеи бунтарства и антифеодальных настроений в творчестве Гёте, Шиллера, в пьесах Клингера, Ленца, Бюргера, лирике Шубарта, в антибуржуазной философии Канта.

Кризис просветительской культуры уже наметился в XVIII веке, выразившийся в пересмотре преувеличенных возможностей человеческого разума, сомнениях в буржуазном прогрессе. Но идеи просветительства в художественном творчестве привели к возникновению нового художественного направления XIX века - романтизма.

Терминология:

Парадокс - неожиданное действие, мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым.

Публицистика - вид литературы, посвящённый обсуждению насущных социальных вопросов с воздействием на общественное мнение.

Жанр - исторически сложившийся вид искусства.

Экстремальный - крайний, предельный.