8. Великий шелковый путь в истории Казахстана.
Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. Втретьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями
заморских товаров. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию. Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет. Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.
Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги. Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому свидетельство2. К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3. По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкое распространение. Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии, послужили основой идеи четырех мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке (Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4. искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.
Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно, что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов. Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской традицией. Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —христианство, а затем ислам. По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанскогогосударства на Востоке.
- 1. Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники, историография.
- 7. Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы(2 тыс л-8 в до н. Э.), саков, канглов, гуннов).
- 8. Великий шелковый путь в истории Казахстана.
- 9. Образование тюркского каганата. (552-603 гг.)Этноним «тюрк». Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)
- 16. Кыпчакское ханство. Формирование кыпчакской народности.
- 17. Развитие культуры Казахстана в 11-12 вв. (материальное производство, язык и письменность, верование, устное творчество).
- 18. Образование монгольской империи. Казахстан под властью монголов.
- 19. Образование и распад Улуг Улуса. Государственно-административное устройство.
- 20.Распад Золотой орды. Образование Ак - орды (Кок орда). Государственно-административное устройство Ак - орды.
- 21.Образование Ногайской Орды, Могулистана. Расцвет и распад государств.
- 32.Укрепление верховной власти при Тауке – хане. «Жеты – жаргы».
- 33.Казахские бии; Толе би, Казбек би, Айтеке би. Их роль в общественной жизни казахов в 17-18 вв.
- 34.Казахско – джунгарские войны в 17-18 вв. «Актабан – шубурунды». Маслихат у горы Орда басы.
- 35.Борьба казахского народа за независимость в 18 в. Анаракайская битва – 1729 года. Батыры.
- 36. Принятие Младшим жузом Российског подданства (1731 г).
- 37.Избрание ханом Аблая (1771-1781 гг.). Внутренняя и внешняя политика хана Аблая.
- 38. Политический портрет Абылай хана.
- 39.Материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 вв. (хозяйство, одежда, литература, народное творчество).
- 40. Колонизация Казахстана Российской империей в конце хviii - нач. Хiх вв. (приказы 1742, 1756, 1777, Уставы 1822, 1824 гг.)
- 41.Национально-освободительная борьба казахского народа против царизма. Восстание казахов младшего жуза под руководством Сырыма Датого (1783-1797).
- 42.Социальные сословия казахского общества в 18 – сер 19 вв.
- 43.Образование Букеевской орды. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1938).
- 44.Национально-освободительное восстание казахов под руководством хан Кенесары (1837-1847).
- 45.Восстание приаральских казахов против Хивинского ханства и России в 19 в. Под руководством Жанходжи Нурмухамедова.
- 46.Проникновение русских войск на юг Казахстана и завершение завоевания всей территории края.
- 47. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.
- 48.Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. И на Мангышлаке в 1870 г.
- 49.Переселенческая политика царизма в конце 19 века.
- 50. Культура Казахстана в х1х в.
- 51.Зарождение промышленного производства в Казахстане в последней четверти 19 века.
- 52.Проникновение в Казахстан товарно-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Казахстане.
- 53.Усиление переселенческой политики царизма. Столыпинская аграрная реформа.
- 54. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907 гг.
- 56.Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане.
- 57. Казахстан в период февральской революции 1917 года.
- 59.Октябрьская революция и установление Советской власти в Казахстане.
- 60.Казахстан в годы гражданской войны. Политика «военного коммунизма».
- 61.Культура казахского народа в начале 20 века (народное образование, наука, литература, устное и народное творчество).
- 62.Деятельность Казревкома. Формирование территориальной целостности Казахстана. Образование КазАсср.
- 63.Переход к нэПу. Начало социально-экономических преобразований в Казахстане (1921-1925 гг.).
- 64.Индустриальное развитие Казахстана в 1925-1940 гг.
- 65. «Малый Октябрь» ф. И. Голощекина. Голод 1931-1933 гг.
- 66. Коллективизация сельского хозяйства и его последствия.
- 67. Сталинские репрессии в Казахстане. Карлаг, Степлаг, Алжир.
- 69.Развитие культуры Казахстана в 20-40х гг. (радио, кино, печать, наука, литература и искусство).
- 70.Начало вов. Переход экономики на военный лад. Формирование воинских частей на территории Казахстана.
- 71. Формирование воинских частей на территории Казахстана. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
- 72.Переход к мирному строительству.
- 73.Освоение целинных залежных земель в Казахстане и его последствия.
- 74. Общественно-политическая жизнь Казахстана(1946-1964 гг.).
- 75 Хозяйственная реформа 1965года в Казахстане.
- 76.Культура Казахстана в 50-80х гг. (образование, наука, музыка, театр, кино).
- 77.Социально-экономическое развитие Казахстана в 70-80 гг.
- 78.Курс на перестройку в ссср и в Казахстане (Апрельский пленум цккпсс 1985 г.).
- 79.Политическая жизнь и национальные отношения в Казахстане в 80х гг. Декабрьские события 1986 года.
- 80. Ядерные полигоны на территории Казахстана. Трагедия Арала. Движение «Невада-Семипалатинск».
- 81. Развал ссср и образование суверенного, независимого Казахстана.
- 82. Гос. Символика и атрибутика: Гимн, Герб, Флаг.
- 84. Ассамблея народа Казахстана. Доктрина национального единства Казахстана
- 85. Становление многопартийной системы в рк.
- 86.Принятие Конституции рк (30 августа 1995 года).
- 87. Долгосрочные приоритеты, цели и задачи их реализации. (Послание Президента страны народы Казахстана – «Казахстан 2030»).
- 88.Культура Казахстана на современном этапе (образование, наука, музыка, театр и кино).
- 89. Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан на современном этапе.