logo search
Методичка по Отечественной историографии

Источники:

  1. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994. Ч.1.

  2. http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/- труды В.О. Ключевского

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.hrono.info/dokum/index.php- большая коллекция источников по истории России, биографии авторов.

  2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- сборник исторических источников, в том числе трудов историков, на сайте Библиотеки МГУ.

Задания

  1. Составить вопросник по теме практического занятия на 10-15 вопросов.

  2. Составить библиографический список научных статей и Интернет-ресурсов по теме практического занятия

5. Историческая наука в СССР (4 часа)

Цель занятия:сформировать понятия о положении, развитии, актуальных проблемах советской исторической науки с 20-х годов по конец 80-х годов ХХ века.

Организационная форма занятия:семинар-дискуссия

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Становление марксистской исторической науки в 20-30-е годы.

  2. Советская историческая наука в период Великой Отечественной войны.

  3. Советская историческая наука во второй половине 40-начале 80-хх гг.

  4. Школьное и высшее историческое образование в советский период.

Методические рекомендации:

При подготовке к практическому занятию следует обратить внимание на следующие моменты. В первые годы советской власти продолжали трудиться историки «старой» школы, действовали старые программы и учебные заведения. Надо выяснить, какие нормативные акты заложили основы «новой истории». Какие основы были положены в фундамент марксисткой исторической концепции? Ликвидация исторических учреждений, связанных со старыми историческими школами. Репрессии в отношении историков. Создание новой системы преподавания истории и исторического образования.

В чем недостатки и перегибы исторической науки в первые годы советской власти? Какие новые структурные подразделения были созданы? С этим лучше разбираться на примере школ М.Н.Покровского и С.Ф. Платонова. Концепция российской истории М.Н. Покровского. Роль М.Н.Покровского в создании новой системы исторического образования. Критика исторической концепции Н.М.Покровского в советской историографии.

При подготовке ко второму вопросу имейте ввиду мероприятия Советского правительства по сохранению научных кадров, исторических учреждений, документальной базы исторической науки, музеев и т.п. Эвакуация научно-исследовательских учреждений и вузов. Формы участия советских историков в борьбе против фашистской Германии. Преобладание военно-патриотической тематики в исторических исследованиях и публикации исторических источников. Издание агитационно-пропагандистской исторической литературы о героическом прошлом России. Научные конференции и юбилейные издания о Ледовом побоище, Отечественной войне 1812 г. и др. Изучение военной истории, истории военного искусства, борьбы народов России против иноземных захватчиков. Труды о выдающихся русских полководцах прошлого. Исследования по истории внешней политики России.

Реэвакуация "старых" и открытие новых научных и учебных исторических учреждений. Активизация разработки принципиальных проблем отечественной истории: образование государства у восточных славян, создание Русского государства в XV в., внутренняя и внешняя политика в XVI в., личность и деятельность Ивана IV, социально-экономическая история XVII в., деятельность Петра I, становление абсолютизма, промышленный переворот и др. Отражение результатов интенсивного изучения проблем средневековой России в послевоенной историографии. Основная тематика в изучении истории советского общества: Октябрьская революция, гражданская война и внешняя политика Советского государства. Создание "Истории дипломатии", охватывающей материал от древности до начала второй мировой войны. Начало сбора документов по истории Великой Отечественной войны. Деятельность Комиссии по созданию истории Великой Отечественной войны в 1942-1945 гг. Первые военно-исторические исследования и публикации мемуаров о крупнейших военных операциях на фронте и борьбе в тылу врага. Насаждение сталинской концепции истории Великой Отечественной войны. Усиление партийного руководства советской исторической наукой. Принятие новых партийных постановлений и резкая критика в партийной печати антимарксистских положений в исследованиях ряда историков. Общественное признание заслуг советской исторической науки в годы Великой Отечественной войны. Получение первых Сталинских премий рядом советских историков. Мероприятия Советского правительства, направленные на изменение организационной основы советской исторической науки.

При подготовке к 3-му вопросу обратите внимание на Влияние книги «История ВКП (б). Краткий курс» на развитие исторической науки России 1940 – 50-х гг. Многотомные издания по отечественной истории, истории КПСС, энциклопедические издания. Публикация «Очерков по истории исторической науки в СССР». «Новое направление» в изучении истории российского империализма. Разработка новых вопросов истории Октябрьской революции и гражданской войны.

При подготовке к 3-му и 4-му вопросу можно обратиться к коллективной монографии Ищенко В.А., Перковской Г.А., Ушмаевой К.А. Исторической образование в России: конец XIX – начало XXI в. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.(ГлаваIV). А также необходимо уделить внимание проблемам истории феодальной России в трудах А.А.Зимина, Р.Г.Скрынникова, И.Я.Фроянова, Б.А.Рыбакова и др. Споры 1970-х гг. о характере общественно-экономического строя Древней Руси. Полемика вокруг «Слова о полку Игореве». Труды Л.Н.Гумилева и особенности его исторической концепции истории России.

В заключении следует сделать вывод о том, чего достигла советская историческая наука за 70 лет своего существования.