logo search
Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

2. Научные и технические достижения культуры эпохи Нового

времени

культура рационализм творчество европейский просвещение

В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданы фундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научного прогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерство вначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новой системы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727). Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основы физической науки, которая в то время базировалась соответственно на механистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природы и общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.

Важным методом науки Нового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретического исследования.

Важной особенностью науки Нового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархически упорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степени приближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемая одними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянном движении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистические представления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в мире объяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картине мира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственного опыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась в прошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наука открывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.

Открытия в естествознании завоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, в Англии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тоном говорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).

Характерно, что при новой системе знания математика рассматривалась как образец для построения любой науки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкреплялась естественнонаучным экспериментом.

Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени – создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.

Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.

На основе новых мировоззренческих принципов формировались предметное поле и методы исследования таких наук, как химия и биология. Роберт, Бойль сформулировал научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу. Антуан Лавуазье активно применял математические (количественные) методы в химии, стал одним из основателей термохимии. Врач Уильям Гарвей считается отцом современной физиологии и эмбриологии, он создал учение о кровообращении. Декарт ввел понятие рефлекса. Карл Линней разработал классификацию видов растительного и животного мира, Жан Батист Ламарк создал первое учение об их эволюции (трансформизм).

Ученые-теоретики внедряли в сферу практического производства новый стиль научно-инженерного мышления и операциональной деятельности; формировалось техническое отношение к экспериментальной работе.

Появилась научная техническая литература; в колледжах складывалась система технического образования, постепенно вытеснявшая средневековую традицию передачи знания от мастера к ученику. Во второй половине XVIII в. в инженерной практике все более активно использовались знания естественных и математических наук. Ряды инженеров росли, и к началу XVIII в. эта профессия была уже достаточно престижной, а сам инженер оценивался как работник интеллектуального труда.

В середине XVIII в. началась промышленная революция. К концу столетия самыми обычными объектами инженерной деятельности были подъемные механизмы, мельницы, часы, прядильные и ткацкие станки, прокатные линии и т.п. Складывался облик техногенной цивилизации, разрасталась инфраструктура фабрик, заводов, индустриальных городов.

Технологическое усложнение производства потребовало применения методов технического проектирования. Разрабатывая эти методы, Гаспар Монж создал начертательную геометрию, позволяющую представить любое техническое устройство в виде вспомогательной модели и математически точной чертежной схемы.

XVII-XVIII вв. ознаменовались многочисленными техническими изобретениями. Телескоп (Г. Галилей, И. Кеплер) и микроскоп существенно расширили границы человеческого познания. Маятниковые часы (X. Гюйгенс) позволили надежно и точно измерять время в научном эксперименте, а в судоходстве – определять долготу. Широко распространившись в быту, они формировали привычку регулировать повседневную жизнь, учили пунктуальности. Бой часов напоминал о необратимости времени и необходимости плодотворно использовать каждую минуту. Изобретение термометра (Г. Галилей) позволило заменить субъективные оценки температуры объективными. Ртутный барометр (Э. Торричелли) обеспечил точную фиксацию атмосферного давления.