logo
Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

1. Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением растущего общественного класса – буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Это была эпоха буржуазных революций, повлиявших на изменение мировоззренческих установок культуры. Заявил о своих правах индивидуализм, развернулось предпринимательство. Складывались новая научная картина мира, методология опытно-экспериментальных исследований и система ценностей практичного человека.

Эпоха Нового времени отмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний период основывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальное накопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странах массовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.

Главной характеристикой цивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использовании капитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике –

в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтов принципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественного договора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. В философии и науке центральное место отводилось рациональным методам, обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требования доказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казался чудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественным неизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмом и мистицизмом.

В культуре Нового времени появился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерны автономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялся изначально данным, а целеустремленно выстраивал свое Я и свой предметный мир. При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все более освобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлять собой.

Однако, будучи в идеале свободным самовластным творцом, движимым разумом, человек Нового времени уже больше не ощущал себя центром Вселенной. Миропредставление, порожденное смелыми астрономическими идеями и теориями Коперника, Бруно и Галилея, наталкивало на мысль, что Земля – всего лишь один из множества миров, а в бесконечном космическом пространстве вообще нет центра. И далее следовал вывод о том, что человек – только частица мироздания. Превращение Бога в некое «вместилище» мира и в трансцендентную силу, приведшую универсум в движение, но непосредственно не вмешивающуюся в природные и социальные процессы (точка зрения И. Ньютона), хотя и вело к утверждению представлений об автономии и свободе, но одновременно усиливало ощущение одиночества и незащищенности человека в мире («Мысли» Б. Паскаля), непрочности земного бытия, обреченности

действовать на свой страх и риск в одиночку и во всем полагаться только на себя. В культуре наметился интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся главным образом в художественном творчестве.

Индивидуалистическое видение мира привело к фаустовскому одностороннему пониманию свободы западным человеком как расширения собственного присутствия в мире. Экспансионизм проявился в необузданном желании господствовать над природой, в колониальной политике и религиозной миссионерской деятельности, культурном гегемонизме, однополярном западноцентризме.

Еще одна важная особенность новоевропейской культуры и цивилизации – практицизм. Он преобладал и в экономической стратегии, основывавшейся на стремлении приумножить имущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала, и в научном знании, которое все больше ориентировалось на практический результат. Само поведение и жизнеустроение имущих классов все более проникалось духом утилитаризма. Практицизм в сочетании с индивидуализмом лег в основу буржуазного мировоззрения и образа жизни.