3. Культура Просвещения
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столетие явило первые опыты теоретического осмысления человеческой культуры и цивилизации как целостного явления (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер). Поворот интеллектуальной деятельности в сторону социальной философии, публицистики, литературы, педагогики был связан с изменившейся исторической ситуацией. Образовавшиеся на территории Европы монархические государства должны были постоянно заботиться о сохранении своего единства, поскольку общество все более дифференцировалось по социальному положению и по мировоззрению. Монархи, стремившиеся к неограниченной власти, на деле вынуждены были в неодинаковой мере учитывать интересы различных слоев общества. Усиление налогового гнета с целью получения дополнительных средств достигло в XVIII в. опасной величины, что привело к нарастанию социальной напряженности. Не удивительно, что в Европе все большую популярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразило широкое культурное движение, получившее позже название Просвещения.
Просветители хотели сделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и в прогресс общества, стремились привить современникам религиозную и этическую терпимость, освободить их от суеверий и предрассудков. Они пропагандировали гуманизм, критиковали тиранию, призывали отказаться от сословных привилегий, выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широком смысле – вот стержневые ценности европейского Просвещения.
Развивая концепцию «естественного» человека, просветители рассматривали его как фигуру идеально-нормативную. Они полагали, что люди совершают безнравственные и вообще неверные действия в силу того, что не знают, как нужно поступать правильно. Отсюда – особый интерес просветителей к проблемам воспитания и желание популяризировать философские и научные знания. Одновременно они обращали внимание на устойчивые природные и социальные инстинкты человека, которые представлялись им, будучи облагороженными, в виде неизменных естественных качеств, призванных войти в гармоничное согласование с законами разума.
Итогом века Просвещения стало формирование в европейской культуре гражданско-правового мировоззрения. Гражданское общество осмысливалось как самостоятельная реальность, творимая людьми. Приходило осознание того, что общественная жизнь подчиняется объективным законам, которые могут быть выявлены наукой. Предполагалось, что гражданское общество зиждется на принципах свободы и равенства – естественных состояниях человека.
Существует точка зрения, согласно которой Просвещение как целостное течение утвердилось во Франции. Однако в формировании его идей велика заслуга английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. И это не случайно. Уже в середине XVII в. в Англии быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную роль играла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничества политических партий. Страна авантюрного капитализма претендовала на то, чтобы стать очагом литературного творчества, интеллектуальной свободы и либерализма.
Наиболее яркими представителями английской литературы того времени являлись Даниэль Дефо и Джонатан Свифт.
В самом знаменитом романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» утверждается идеал человека активного и практичного, который может добиться успеха в любой жизненной ситуации. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта в гротескной сатирической форме предстают все пороки современного ему общества, человеческий мир изображается «сначала в виде мелких, игрушечных отношений у едва заметных с земли пигмеев, а потом в чертах преувеличенно грубых животных и великанов» (Р.Ю. Виппер).
И все же наиболее полно и последовательно идеи Просвещения были воплощены во Франции. Первые французские просветители (Вольтер, Монтескье и др.), представляя умеренное направление, выражали интересы образованного дворянства. Они ратовали за сохранение монархии, управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия и религиозной толерантности. Просветители второго поколения отражали преимущественно взгляды буржуазии и потому были более радикально настроены. Идеал просвещенного абсолютизма они связывали с помыслами о конституционной монархии, выступали за равенство сословий, отстаивали материализм и антитеизм (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Еще большей смелостью отличалась демократически-натуралистическая позиция Руссо страстного критика крайнего социального неравенства и вытекающих из него пороков антагонистической цивилизации.
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создается в процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования, будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий, лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальные прозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства и равноправного диалога культур.
Своеобразным культурным итогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) при участии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текста и 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме были изложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия» реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени. Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей, преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из них вынуждены были бежать из Франции.
В Германии был достигнут высокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг с другом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями как возможность проводить научные исследования и заниматься творчеством, философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие от французских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важное воспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии 1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальную концепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальный характер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национального своеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильные страсти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которых невозможно лишить свободы мысли и творчества.