logo search
Селькупы Народы Западной Сибири

Глава 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Расселение. До XVII в. селькупы обитали на Средней Оби и ее правых и левых притоках — Тым, Кеть, Чулым, Васюган (до среднего его течения, включая приток Чижапку), Парабель (с истоками Чузиком и Кёнгой), Чая, Шегарка (Долгих, 1960в. С. 87–103; Пелих, 1981. С. 8–74; Шаргородский, 1994. С. 15–25). В XX в. ареал расселения южных (нарымских) селькупов сузился. Они живут в бассейне среднего отрезка Средней Оби и ее притоков Тыма, Парабели, Кети (Каргасокский, Парабельский, Верхнекетский районы и сельская территория Колпашевского горсовета Томской области). На Чижапке, Чулыме, Чае, Шегарке сейчас нет коренного селькупского населения, а его потомки причисляют себя либо к русским, либо к чулымским и обским тюркам.

С XVII–XVIII вв. тазовские селькупы расселены компактно в бассейне среднего и верхнего течения р. Таз (Красноселькупский район Тюменской области), на юго-востоке Ямало-Ненецкого АО, в Красноселькупском (около 1600 человек) и Пуровском (около 300 человек) районах (Ириков, 2002. С. 39; Казакевич, 2001. С. 270). Местами их компактного проживания являются поселки и фактории Красноселькуп, Мотылька, Ратта, Кикки-Акки, Толька, Часалька в Красноселькупском районе; Толька Пуровская, Быстринка (система Чертовых озер), Харампур, Халясавэй, поселок городского типа Тарко-Сале в Пуровском районе. В Красноярском крае селькупы живут в бассейне р. Турухан (Туруханский район Красноярского края).

Природа. Местность, осваиваемая селькупами, представляет собою часть Западно-Сибирской равнины. В основном это низменное пространство, покрытое лесами и болотами. В природно-географическом отношении это зона тайги с преобладанием хвойных пород деревьев: кедра, пихты, ели, сосны, из лиственничных чаще всего встречаются береза и осина. По данным географов, Томская область является самой лесистой в Западной Сибири.

Хвойные боры, по местному урманы, перемежаются болотами, которые занимают около 30% ее территории. Особенно высокий процент заболачиваемости территории наблюдается на северо-востоке Каргасокского района в бассейне левого притока Оби р. Васюган. Почвы дерново-подзолистые и торфяно-болотные, типичные для таежной зоны.

Основные водные магистрали — Средняя Обь с притоками Тым (950 км), Кеть (1621 км), Чулым (1799 км), Васюган (1082 км), Парабель (308 км), Чая (194 км), Шегарка (382 км), а также Таз (1400 км), берущий начало с Сибирских увалов, оглаженной ледником возвышенности, разделяющей водоразделы этих двух рек и являющейся как бы естественной границей между территориями северных и южных селькупов.

Климат таежной полосы Западной Сибири, где проживают селькупы, резко континентальный. Средняя температура января колеблется в пределах -19 °С — -21 °С, июля — +17 °С — +18 °С. Число осадков составляет 400–550 мм в год.

Тайга в местах проживания селькупов изобилует дичью. Из парнокопытных встречаются лось и лесной олень, в лесостепной полосе — косуля. Пушные звери представлены белкой, соболем, колонком, ондатрой, зайцем, боровая дичь — тетеревом, рябчиком, глухарем, серой куропаткой, водоплавающая — уткой и гусем. Из хищников наиболее распространены волк, бурый медведь, рысь, росомаха. Наиболее ценная ихтиофауна Средней Оби — осетр, нельма, муксун, сырок, язь. В бассейне Таза водятся муксун, пелядь, сиг, чир, ряпушка, частик.

Численность. В 1979 г. селькупов было 3518 человек, в 1989 г. в СССР — 3612, в РСФСР — 3564. По данным Всероссийской переписи 2002 г. селькупов насчитывают 4249 чел. (их численность увеличилась на 17,6%).

По данным муниципальных образований Томской области на июль 2001 г. численность селькупов составляла 1701 человек, из них в Верхнекетском районе — 374, в Каргасокском — 733, в Колпашевском — 401, в Парабельском — 193. Большинство селькупов расселены дисперсно. Местами компактного проживания селькупов являются д. Иванкино Колпашевского района (50% жителей), с. Напас Каргасокского района (35% жителей).

В последнее десятилетие наблюдается превышение фактического прироста числа селькупов над естественным приростом данного этноса. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. численность селькупов в Томской области составляла 1347 чел. К 2000 г. по данным Администрации области она возросла до 1700 чел., т.е. на 26% по отношению к 1989 г. Население же Томской области в целом выросло лишь на 7%: с 1002 тыс. чел. в 1989 г. до 1072 тыс. чел. в 1999 г. (Шаховцов, Функ, 2000. С. 311). Причиной данного феномена стала смена паспортной национальности взрослым населением, и приписывание детям, родившимся после 1987 г. в смешанных семьях, национальности родителя — селькупа. Причина — получение различных социальных льгот.

В последние годы, однако, сменить национальность на селькупскую стало достаточно трудно, так как в отделах социального обеспечения, в которых оформляются льготы народам Севера, требуются метрики. Проблема в том, что, как правило, в графе «национальность» родителей в свидетельствах о рождении указано «остяк» («остячка»). Этот этноним не числится в перечне коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации, поэтому чиновники из отделов социального обеспечения отказываются начислять льготы обратившимся как представителям народов Севера. Неудовлетворенные таким результатом люди обращаются в Томский Областной Краеведческий музей за справками. В связи с участившимися обращениями граждан, руководство музея в январе 2003 г. отправило главам администраций шести северных районов Томской области экспертное мнение по этому вопросу, в котором дается официальное научное обоснование идентичности этнонимов «остяк» и «селькуп» и «остяк» и «ханты» (Кошелева, 2003, С. 220).

Самоназвание. Термин «селькуп» большая часть томских селькупов не воспринимает в качестве самоназвания, полагая его книжным, научным или официальным. В отличие от него термин «остяк» употребляется не только в быту и разговорной речи, но и в учетных документах, актовых записях и т.д. «Остяками» именовались селькупы Среднего и Томского Приобья в статистических источниках и историко-географической литературе XIX в. Северные селькупы в этих источниках и литературе обычно фигурировали под именем «остяко-самоеды».

Тазовские селькупы именуют себя селькуп, туруханские — шолькуп, что в переводе значит «таежный человек». Селькупы, живущие в бассейне р. Тым, Васюгана, Парабели и по Оби ниже Нарыма, называют себя чумыль-куп — «земляной человек», жители бассейна Средней и Верхней Кети — сюссы-кум, живущие по Оби выше Нарыма — шёш-кум — «таежный человек», обитатели низовьев р. Чулым — тюй-кум.

Название селькупы было введено в отечественную научную литературу в 1930-е годы известным лингвистом и этнографом Г.Н.Прокофьевым по аналогии с названиями «ненцы», «энцы» и др. Оно утвердилось в тазовско-туруханском регионе проживания селькупов, а на территории Томской области среди южной группы этого народа привилось только в последние десятилетия, примерно с середины 1980-х годов, когда началось пробуждение национальной активности северных народов, стали создаваться общественные ассоциации коренного населения, деятельность которых направлена на возрождение родного языка и традиционной культуры.

Нельзя не отметить также сходство названий ряда селькупских фамильных кланов селькупов Езынгиных (Езенгуловых), Байгуловых, Сайкуловых, Соиспаевых и др., с родовыми названиями в составе северных самодийцев: ненцев (Езынги) и энцев (Бай, Ядне, Сойта и др.).

Селькупский язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Кроме селькупского языка, в эту группу входят ненецкий, энецкий и нганасанский языки, образующие ее северную ветвь, в то время как селькупский язык и языки самодийских народов Саянского нагорья (камасинцы, карагасы, маторы и др.) составляли ее южную ветвь.

Е.Д.Прокофьева выделяет у селькупов два наречия — тазовско-баишенское и нарымское. Согласно концепции современного лингвиста Е.А.Хелимского (1980), в селькупском языке устанавливаются шесть основных диалектов: 1) северный (Таз с Пуром, Турухан с Баихой, Елогуй и Карасино на Енисее; 2) тымский; 3) нарымский (Обь в районе Нарыма, Васюган, Парабель); 4) кетский; 5) обский (Обь в районе Колпашево); 6) южный (чулымский). Кроме того, этим автором выделены два переходных селькупских говора: нарымско-обский (на Оби между Нарымом и Колпашевым) и кетско-обский (на Нижней Кети).

В селькупском языке можно выделить северную, центральную и южную группы диалектов, что представляет собой тернарную классификацию. Изредка применявшаяся ранее бинарная классификация, с выделением северного и южного наречия, в настоящее время не распространена, хотя подспудно присутствует в научном обиходе лингвистов в виде терминов «северные» и «южные» селькупы.

Все наречия (диалекты) весьма существенно различаются между собой особенно в отношении фонетики.

Северное селькупское наречие испытало воздействие со стороны различных хантыйских диалектов, энецкого и кетского языков. В южном наречии прослеживается (особенно в области лексики) довольно сильное татарское влияние. В словарном составе всех селькупских наречий (в особенности томских) выявляется немало русских лексических заимствований. В настоящее время селькупы Томской области говорят в основном по-русски. Знание родного языка сохраняют главным образом представители поколения старше шестидесяти лет. Молодежь совершенно не знает родного языка, говорит и пишет только по-русски. Подобное явление имеет значительную историческую глубину, так как нарымские селькупы со второй половины XIX в. живут дисперсно в одних поселках с русскими, активно вступают с ними в брачные отношения. Например, по данным метрических книг Кривошеинской Спасской церкви в промежутке с 1890 по 1900 г. там было заключено 57 браков между селькупами (остяками) и русскими, что составило 79,1% от общего числа селькупских браков, освященных церковью за этот период. Как явствует из данных переписи 1897 г., уже на рубеже XX столетия 15,9% селькупов (остяков) Томского округа говорили только по-русски и своим родным языком не владели.

Наиболее репрезентативные материалы представлены по следующим диалектам: тазовский или северный (диалект собственно селькупов), кетский (диалект сюссыкумов), среднеобский (диалект шёшкупов, или шёшкумов), нарымский и тымский (диалекты чумылькупов).

Антропологическая характеристика селькупов. В массиве из семи сибирских угро-самодийских народов и кетов селькупы выделяются сочетанием нескольких исторически обусловленных и часто уникальных особенностей: 1) этот народ в настоящее время представлен двумя территориально разобщенными группами, между которыми отсутствуют брачные связи, а преимущественное направление межэтнических брачных контактов для каждой из них различно; 2) в южной части этнического ареала, на Средней Оби, за последнее столетие отмечена исключительная интенсивность смешения с русскоязычным, обычно русским населением; 3) в селькупском ареале получен наиболее широкий спектр национально-смешанных антропологических выборок — потомков браков селькупов с хантами, эвенками, кетами, русскими, причем метисация с русскими документирована для разных уровней биологической смешанности; 4) характеристика локальных селькупских популяций с территории их этнической родины (Томско-Нарымское Приобье) подробно известна только по ископаемым материалам; начиная же с середины XX в. южные селькупы характеризуются в антропологии либо суммарными, в конце века — крайне малочисленными выборками, либо метисным селькупо-русским населением; 5) это единственный из семи народов, для которого на основе диахронных краниологических материалов из Среднего Приобья восстанавливается линия расогенетической преемственности от автохтонных популяций раннего железного века (кулайская культурная общность).

В антропологической литературе территориальные группы северных и южных селькупов больше известны под названиями тазовских / тазовско-туруханских и нарымских селькупов. Первые научные сведения о них получены в 1939–1941 гг. Г.Ф.Дебецем, К.В.Вилыпау и С.А.Шлугером в обеих частях этнического ареала (Дебец, 1947). Повторно были обследованы обе территориальные группы селькупов по классической расоведческой программе, описывающей физическую внешность человека (Розов, 1961; Дубов, 1992; Аксянова, 1993), проанализированы дерматоглифические отпечатки, полученные в экспедициях Дебеца и Гохмана (Хитъ, 1983), собраны сведения по краниологии (Розов, 1956; Дремов, 1984; Багашев, 2003) и по морфологии зубной системы (Дубов, 1987; Аксянова, 2002), обследованы туруханские селькупы (Кетский сб., 1982). Собраны коллекции антропологических фотографий селькупов и их метисов с русскими и кетами. Краниологические материалы по северным селькупам отсутствуют. Положение селькупов в системе популяций коренного населения Западной Сибири и соседних территорий рассмотрено наиболее подробно в двух монографиях (Багашев, 1998; Этнография и антропология Ямала, 2003).

Характеристики обеих территориальных групп селькупов — южных и северных — свидетельствуют о смешанном евро-монголоидном характере их формирования, причем у тазовских селькупов значительно сильнее выражены некоторые монголоидные особенности в соматологическом и зубном комплексах. В конце XX в. для нарымских селькупов без зафиксированного иноэтничного смешения, обследованных в Верхнекетском, Колпашевском и Каргасокском районах Томской области по рекам Кеть, Обь и Тым, был отмечен низкий рост (160 см в среднем у мужчин), довольно большие размеры головы и лица, форма головы суббрахикефальная (головной указатель 80,6%), лицо по западносибирскому масштабу высокое и среднеширокое, абсолютно широкие нос и рот, средней толщины губы, темные и в основном мягкие волосы, рыжих волос не отмечено, есть небольшой процент волнистых волос (8%), характерны смешанная окраска глаз, умеренно ослабленный рост бороды, зауженная с заметным  наклоном глазная щель, среднеразвитая складка верхнего века, которая иногда вообще отсутствует, процент эпикантуса умеренно высокий, лоб прямой или средненаклонный с несильно развитым надбровьем, лицо умеренно уплощенное и немного скуластое, подбородок выступает слабо, выступание носа среднее при пониженном переносье, спинка носа прямая или вогнутая, кончик и основание носа приподняты, верхняя губа обычно выступает вперед (прохейлия).

Из современных самодийских этносов селькупы больше всего, по средним данным, сближаются с ненцами как промежуточные, умеренно монголизированные и неграцильные антропологические комплексы. Однако южные селькупы имеют еще большее сходство со своими соседями — среднеобскими хантами и, особенно, с чулымскими тюрками. Северные селькупы — носители довольно дисгармоничного в расовом отношении комплекса, что говорит об относительно недавнем, интенсивном и разнообразном смешении с коренными сибирскими, прежде всего соседними популяциями. Из других этнических групп, для которых имеются сравнительные материалы, селькупы согласно разным системам признаков имеют ясные свидетельства южносибирских расогенетических контактов с населением Северного Алтая (по соматологическим данным о тубаларах) и Хакасии (по одонтологическим данным о суммарной выборке хакасов). Важно подчеркнуть, что в составе селькупов преобладает все же автохтонный таежный антропологический компонент, в целом сближающий их с восточнохантыйскими популяциями и некоторыми группами сибирских татар.

Антропологические особенности селькупов всеми исследователями, начиная с Г.Ф.Дебеца, классифицируются в составе промежуточной евро-монголоидной совокупности популяций наиболее известной под термином уральская группа типов («раса») или, по классификации А.Н.Багашева, в составе томско-нарымского варианта обь-иртышского типа западносибирской расы. Обь-иртышский тип как историческая реальность, по мнению того же автора, фиксируется в южнотаежной и лесостепной части Западно-Сибирской равнины минимум в III тыс. до н.э. (Багашев, 1998, 2001).

Ослабление монголоидных черт физической внешности у селькупов более значительное, чем у ненцев, и в общем близко к хантыйскому уровню. По сравнению с большинством северосамодийских групп для них свойственно некоторое посветление волос и особенно глаз, усиление роста бороды, уменьшение уплощенности лица и выступания скул, уменьшение частоты эпикантуса и пр. Южносибирский, а точнее — североалтайский антропологический градиент в направлении изменчивости расовосоматологического комплекса черт выражается у селькупов, прежде всего нарымских, в увеличении длины тела и длины головы, в изменении формы довольно крупной по размерам мозговой коробки в сторону мезокефалии, в увеличении ширины лба и относительном удлинении лица к границе эури- и мезопрозопии, в повышенном проценте тугих волос при одновременном наличии волнистых жестких волос, в усилении роста бороды и сохранении на достаточно высоком уровне частоты эпикантуса, в характеристиках выступания носа.

 О сближении с хантыйскими этническими группами свидетельствует не только ослабление окраски волос и глаз у селькупов, но и высокий процент вогнутой спинки носа при полном отсутствии выпуклых профилей, в том числе и в костной части носа.

Смешение коренного и пришлого, в основном русского населения с большей или меньшей интенсивностью идет по всей таежной полосе Западной Сибири. С позиции расоведения это социальное явление представляется как смешение двух хорошо дифференцируемых антропологических типов, или рас — уральской, промежуточной между европеоидами и сибирскими монголоидами, и среднеевропейской европеоидной. В районах компактного проживания южных селькупов (север Томской обл.) антропологически ясно выявляется постепенная смена генофонда аборигенных популяций в результате их смешения с русскими. Именно из этой генетически смешанной части населения восстанавливается численность нарымских селькупов.

Группы селькупо-русских метисов обнаруживают значительное ослабление монголоидных черт. Выборка современных детей — потомков селькупов — в начале 1990-х годов полностью состояла из метисов и в среднем примерно на 1/4 имела наследие селькупского несмешанного генофонда. В поколении их дедов это значение было почти в два раза выше. Группа детей, имеющих всего 1/8 селькупской примеси (один прадед или прабабка — селькуп), по обобщенной характеристике зубной системы уже мало отличается от местных русских. Фактически эта смешанная выборка демонстрирует один из финальных этапов в биологическом процессе ассимиляции селькупов русским населением. В Томской области селькупы уже не составляют отдельной биологической общности, а являются составной частью популяции русскоязычного населения.

Не будет преувеличением считать, что антропологическое разобщение южных и северных селькупов в ближайшей исторической перспективе будет нарастать, закрепляя за селькупами характеристику весьма гетерогенного (разнообразного) этноса.

Группы. Общепринятым в науке является разделение селькупов на две группы — северную и южную. Селькупы северной группы (тазовско-туруханские) проживают в Ямало-Ненецком АО и Красноярском крае, селькупы южной группы (нарымские) — в Томской области (Народы Сибири, 1956. С. 665–666; Шаргородский, 1994. С. 15 и др.).

История изучения селькупов началась давно, особенно активизировалась после экспедиции М.А.Кастрена в Сибирь. О селькупах в разное время писали Н.П.Григоровский (1882; 1884), А.Ф.Плотников (1901), Г.Н.Прокофьев (1928; 1929; 1935), П.Е.Островских (1931а, б), Г.И.Пелих (1963; 1972; 1981; 1998 и др.), Е.Д.Прокофьева (1949; 1952; 1953; 1961; 1971; 1976; 1977; 1981; 1984), И.Н.Гемуев (1972; 1980; 1983; 1985), О.М.Рындина (1988; 1993а; 1995а), В.В.Лебедев (1976, 1980а, б), Л.Т.Шаргородский (1990а, б, в; 1994); Л.В.Хомич, С.И.Ириков, Г.Е.Аюпова (2002), Н.А.Тучкова (1996; 1997; 1998; 1999; 2001; 2002) и др.