logo search
ИСТ / история билеты

47. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.

Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы не могли не затронуть Казахстана. В 1865 году была создана специальная Степная комиссия, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект по управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение "Об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 года <Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства>.

Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская. В Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская. В Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.

Уезды делились на волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсиейи освобождались от всяких налогов.

По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула.Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.

Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог - одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права мусульманского духовенства, например, выборного муллу утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт. Положения 1867-1868 годов были <временными>, поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать.

2 июня 1886 года было принято <Положение об управлении Туркестанским краем>, а 25 марта 1891 года <Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями>. На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская, Самаркандская и Сырдарьинская области, деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. Судебное устройство в основном сохранило принцип, заложенный <Временными положениями>. Сохранялось низшее судебное звено «народный суд» (суд биев), который почти утратил самостоятельность. В целом значительно усиливалась власть судебных и полицейских органов.