logo search
IMO_bilety (3) / Сборка билетов

46. Революция на Кубе в 1959 г. И ее международные последствия. Карибский кризис

Разногласия между Вашингтоном и Гаваной стали нарастать лишь к концу 1959 г., когда Ф. Кастро развернул жестокие репрессии против сторонников свергнутого правительства. Пытаясь повлиять на Гавану, США снова прибегли к санкциям против Кубы, добавив к эмбарго на поставки вооружений запрет на закупки кубинского сахара. Вдобавок американские компании стали сокращать поставки на Кубу нефти. В январе 1961 г. из Гаваны были высланы американские дипломаты, в ответ США разорвали с Кубой дипломатические отношения. 17 апреля 1961 на побережье Кубы высадились прибывшие из Флориды вооруженные отряды кубинских эмигрантов около 1,5 тыс. человек, которые попытались свергнуть Ф. Кастро. Однако переворот не удался. С января 1962 г. Советский Союз увеличил Кубе военную помощь, мотивируя это угрозой, которая существовала для нее со стороны США. К октябрю 1962 г. на Кубе было размещено 42 ракеты с ядерными боеголовками, которые обслуживались 40-тысячным контингентом советских войск. 22 октября президент Дж. Кеннеди обратился по телевидению к нации с предупреждением о возможности начала войны с Советским Союзом. Одновременно американская администрация объявила о введении «карантина» кубинских портов, т.е. о намерении досматривать все грузы, прибывающие на Кубу морем, независимо от того, под чьим флагом они перевозятся. В ходе обмена посланиями между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди и переговоров А. Ф. Добрынина с Р. Кеннеди с 23 по 28 октября удалось выработать условия компромисса. Соединенные Штаты согласились сделать заявление об отказе от попыток свергнуть Ф. Кастро при помощи силы. В ответ Советский Союз согласился начать демонтаж своих ракетных установок на Кубе, вывезти ракеты с острова и не размещать их там впредь. 7 января 1963 Карибский кризис был урегулирован. Обе стороны выполнили принятые обязательства. Значение. Именно после ликвидации этого кризиса начались практические поиски путей к общему ослаблению международной напряжённости. Главным итогом и уроком кризиса явл. осознание сверхдержавами своей уязвимости и зависимости друг от друга.

47. Предпосылки разрядки Конец 60-х – начало 70-х – самый длительный период оттепели в ходе холодной войны. Одна из причин, подтолкнувшая мир к разрядке, стало достижение ядерного паритета между двумя сверхдержавами, который они достигли к налу 70-х. наличие примерно равного паритета не давало странам преимущества первого удара, т.е. первым ударом ни одна из стран противника обезвредить не может и следовательно впоследствии понесет огромный ущерб для собственного населения и промышленности. Это заставило сверхдержавы искать пути к нормализации отношений. Но одновременно с гонкой вооружений шло развитие процесса распространения ядерного оружия. С начала 60х ядерными тали Франция, Китай т ряд других стран. СССР и его союзники проводили линию на разрядку, стремились к улучшению двусторонних отношений с западным странами, по инициативе СССР был заключен ряд международных соглашений, ограничивающий гонку вооружений. Запад в свою очередь пошел на разрядку, столкнувшись в рядом внешних и внутренних проблем. Выдвижение З.Европы было связано с выравниванием уровней экономической мощи с США и развитием интеграции в рамках ЕЭС. В З.Европе появилась тенденция к проведению более самостоятельной экономической политики, к отстаиванию собственной точки зрения на международной арене. Оценки разрядки отличались широким диапазоном. США стремились использовать процесс улучшения отношений с СССР в области ограничения вооружений и решения вьетнамской проблемы. Для СССР преимущество было в стабилизации экономической ситуации путем сокращения гонки вооружения. В историографии начало процесса разрядки относят к середине 60х, началу развития отношений между СССР и Францией, в частности визит Ш. де Голля в Москву в 1966г., подписание ряда советско-французских соглашений. Оздоровлению обстановки на континенте способствовало подписание договоров между СССР и ФРГ, Польшей, Чехословакией, Болгарией.

48.Визит Ш. де Голля в Москву и начало процесса разрядки. Со­ветско-французские отношения и их влияние на разрядку между­народной напряженности. Действия Франции в отношении НАТО и США, ее ядерный статус определяли особое положение страны в мире. Французский президент Ш. де Голль находился в СССР с 20 июня по 1 июля 1966 г. Переговоры между СССР и Францией сконцентрировались на проблемах европейской безопасности и германском вопросе. Президент Франции заявил, что его страна, серьезно постра­дав в результате Второй мировой войны, продолжает насторожен­но относиться к ФРГ, поддерживает недопущение ее к ядерному оружию. Вместе с тем вопрос об объединении Германии не явля­ется для Франции актуальным, и с его решением не нужно торо­питься. В то же время Франция не намерена признавать ГДР. Была создана постоянно действующая советско-французская комиссия с целью развития экономических и научно-технических связей, подписано соглашение о сотрудничестве в космосе. Была достигнута договоренность о регулярных консультациях между СССР и Францией по междунар.вопросам. СССР и Франция ставили совместную задачу — способствовать нормализации отношений и плодотворному сотрудничеству в Европе. Это был визит дружбы, который стал отправной точкой новых отношений. После отставки Ш. де Голля в 1969 г пост президента Фран­ции занял бывший премьер-министр Ж. Помпиду. Но­вый президент Франции в 1970 г. нанес официальный визит в СССР.В принятой по итогам визита декларации СССР и Франция за­являли о своём положительном отношении к предложению об Общеевропейском совещании. Эта договоренность была расце­нена как открывающая «зеленую улицу» совещанию и имела большой международный эффект. Осенью 1971 г. состоялся визит Брежнева во Францию. По итогам визита был принят особый документ — «Принци­пы сотрудничества между СССР, и Францией. Если первые контакты руководителей,2 стран были связаны с началом процесса разрядки, то начиная с 1970-х гг. они были направлены на развитие этого процесса. Совместное заявление СССР и Франции о разрядке междун.напряженности было подписано 22 июня 1977 г. Осенью 1977 г. СССР на сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН предложил рассмотреть вопрос об углублении и упрочении разрядки напряженности и предотвраще­нии опасности ядерной войны. Один из двух внесенных на обсуж­дение проектов документов опирался на Совместное заявление СССР и Франции о разрядке междунар.напряженности. Делегация Франции поддержала его. На его основе Ге­неральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об углублении и упрочении разрядки международной напряженности.

56. Распад СССР. Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР. Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ. В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР. Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

50. Подготовка и созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

CБСЕ явилось важной вехой в изменении подходов к проблеме сотрудничества на европейском континенте, по сути, высшей точкой в развитии процесса разрядки в 70.Идея провести общеевропейское совещание была выдвинута восточноевропейскими странами. Подписание в 1970 Московского и Варшавского договоров, в 1971-Четырехстороннего соглашения по Зап. Берлину и в 1972- Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР подготовило почву для продвижения вопроса о созыве общеевропейского совещания. В течение 1972-1973 в Хельсинки были проведены многосторонние консультации по подготовке Совещания. Была выработана повестка дня, которая включала следующее:1).Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.2)Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды.3)Сотрудничество в гуманитарных и других областях4)дальнейшие шаги после Совещания. СБСЕ прошло в три этапа.1 этап-Хельсинки с 3 по 7 июля 1973 на уровне министров иностранных дел.2 этап-Женева с 18 сентября 1973 по 21 июля 1975 на уровне представителей гос.3 этап-Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975.

51. Выработка осн. документов СБСЕ. Второй этап СБСЕ проходил в Женеве с 18.09.1973 по 21.07.1975 на уровне представителей государств. Основная работа развернулась в 3х комиссиях и 12 подкомиссиях. В Женеве существовала сложная структура группировок: 16 стран НАТО, 7 стран ОВД, 9 стран – членов ЕЭС. 9 стран нейтральных. Трудности работы комиссий были порождены выдвижением неприемлемых предложений, попыток достичь односторонних преимуществ в ущерб другим странам. Возникли споры при обсуждении принципа невмешательства во внутренние дела государств. Работа 3й комиссии проходила в наиболее сложной обстановке. Корни трудностей лежали в идеологической непримиримости Запада и Востока. К середине сентября 1974 г. делегация Мальты внесла серию предложений по вопросам безопасности в Европе, центральное место в которых отводилось налаживанию отношений между странами – участниками совещания и странами Средиземноморья, Ираном и странами Персидского залива, причем США и СССР должны были вывести свои ВС из этого района. Делегации Мальты было поручено любой ценой добиваться рассмотрения и принятия мальтийского предложения. Достаточно сложным стал вопрос о решении уровня представительства на третьем этапе Совещания. Второй этап завершился 21.07.1975 г. принятием Заключительного акта Совещания и решением о его представлении на высшем уровне в Хельсинки. Принятие заключительного акта третий этап Совещания проходил в Хельсинки с 30.06-1.07.1975г. на уровне глав государств. Он завершился принятием 33 европейскими государствами, США и Канадой Заключительного акта, ставшего впоследствии источником большого числа международных документов. В нем зафиксированы 10 принципов, обязательных ля каждого гос-ва. 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету 2)неприменение силы или угрозы 3)нерушимость границ 4) территориальная целостность гос-в. 5)мирное урегулирование споров 6)невмешательство во внутр.дела 7)уважение прав человека и осн.свобод 8)равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой 9)сотрудничество между гос-вами 10)добросовестное выполнение обязательств по межд.праву. ЗА содержал обязательства гос-в по осуществлению мер доверия в военной области. Меры должны были содействовать уменьшению опасности военного конфликта, они включали: 1)предварительное уведомление о крупных учениях сухопутных войск 2) обмен наблюдателями на военных учениях 3)обмены по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций 4)предварительное уведомление о крупных передвижениях сухопутных войск. Прямым следствием Совещания в Хельсинки стало проведение трех общеевропейских конгрессов – по энергетике, транспорту и окружающей среде. в ЗА оговаривались и вопросы миграции рабочей силы, подготовки кадров, развития транспорта и туризма. Значение ЗА состоит в том, что в нем заложена совместная платформа, обеспечившая основу для развития общеевропейских торговых валютно-финансовых, научно-технических отношений. Следует отметить, что Запад иначе интерпретировал итоги СБСЕ, нежели Восток.

52. Польский кризис 1980-1983 гг. и его влияние на обострение международной обстановки.

В 70 польша столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Экономический кризис стал быстро перерастать в соц.-политический. Руководство ПОРП во главе с Гереком решило выйти из кризиса путем технологического перевооружения экономики страны за счет привлечения западных кредитов. Это привело к опустошению внутреннего рынка, что вызвало всплеск волнений. В 1981 общ.-политический кризис достиг апогея. «Солидарность» перехватывала инициативу не только в социальной, но и в политической жизни. События 1980-81 в Польше совпали с приходом в Белый дом администрации президента Рейгана, который в качестве основной цели своей политики выдвинул борьбу с коммунизмом. ЦРУ, спецслужбы Британии, ФРГ направили десятки миллионов долларов США на поддержку «Солидарности». В свою очередь, ЦК КПСС в обращении к польским коллегам заявил, что терпимость к оппозиции находится «в прямом противоречии с обязанностями Польши, являющейся членом Варшавского договора».В конце октября сейм осудил радикальные действия «солидарности».Военное положение было введено 13 декабря 1981. Активисты «солидарности» и др. оппозиционных орг. были арестованы.Были запрещены митинги и забастовки. К Совету переходила вся полнота власти в стране. Военное положение было приостановлено лишь 1 января 1983,а 21 июля отменено. Но его отмена не смягчила режим. После введения военного положения в Польше Рейган принял решение, что одной из целей американской внешней политики является нейтрализация советского влияния в восточной европе. Кризис в Польше продемонстрировал, что реальный социализм столкнулся с организованной оппозицией миллионов людей. Одновременно он способствовал возврату мира к холодной войне.

53. Избранный в марте 1985 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев приступил к осуществлению экономических и политических реформ в стране, необходимость которых диктовалась углублением кризиса в СССР. Была поставлена задача углубления соц-экон развития страны путем интенсификации произ-ва, формирования гражданского самоуправляемого общества и правового государства. Предполагалось стимулирование НТП, децентрализация произ-ва, создание нового механизма мотивации трудящихся. Избранный путь потребовал сокращения военных расходов, высокий уровень которых тормозил развитие гражданских отраслей экономики. Приоритетными целями сов.внешн.политики стали разрядка и разоружение. В марте на Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с предложением заморозить ядерные арсеналы, прекратить развертывание ракет. 30.07.1985 СССР заявил о введении моратория на все ядерные испытания, что не вызвало позитивной реакции в США. 19-20.11.1985 состоялась первая встреча Горбачева и Рейгана. И хотя было подписано лишь несколько соглашений об обменах и контактах в области науки, образования и культуры, но сама встреча, несколько обстоятельных бесед по важнейшим аспектам сов-амер отношений, итоговая договоренность о дальнейших встречах явились серьезным шагом в преодолении железного занавеса. Также оба руководителя приблизились к договоренности сократить кол-во ядерного оружия на 50%, удалить из Европы все сов. и амер. ядерное оружие, однако достичь его помешал отказ Рейгана ограничить изыскания по СОИ. Горбачев еще в Женеве сформулировал принципы своего понимания нового «политического мышления». В 1988 Горбачев выдвинул программу сокращения ВС на полмиллиона человек, о чем через два года между странами НАТО и странами ОВД был подписан договор. Эффект от реформ был огромный, но в то же время СССР не имело программы реинтеграции такой массы людей в гражданскую экономику, что усугубило кризис. Начиная с 1989 г. Горбачев стал стремиться нейтрализовать растущие внутренние трудности за счет внешнеполитических успехов. Результатом стала неспособность сов.дипломатии быстро адаптироваться к меняющейся международной обстановке.

54. «Бархатные революции». «Бархатные революции» — обобщающее название процессов, происходивших в странах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда кризис мировой социалистической системы обернулся распадом сначала Варшавского Договора, СЭВ и других наднациональных структур, крахом коммунистических режимов, а затем и самого СССР. Чехословакия. Начало этой революции положило подавление студенческой демонстрации в центре Праги, на Народной улице 17 ноября 1989 г. 1 июля 1991 г. главы государств Варшавского договора подписали в Праге протокол о роспуске ОВД, а 1 января 1993 г. Чехословакия престала существовать, и на ее месте возникли 2 новых государства. Официальное советское влияние в ноябре 1989 г. проявилось именно в пассивности. И для ЦК КПЧ, и для Гражданского форума, руководившего «бархатной революцией», жизненно важным был вопрос, останутся ли советские войска нейтральными. Болгария. В Болгарии политическая революция приняла форму политической реформы, которую начала осуществлять правящая Болгарская коммунистическая партия. В результате верхушечного переворота в середине ноября 1989 г. был смещен со своего поста Т. Живков. Его место в партии и государстве занял П. Младенов. Вскоре начался процесс трансформации политических структур, слом командно-административной системы и переход к демократическим формам общества. В стране возникла организованная оппозиция во главе с Союзом демократических сил. К концу 1989 г. в стране действовало 80 партий и движений.

55. Объединение Германии 1990 года — присоединение ГДР и Западного Берлина к ФРГ, которое состоялось 3 октября 1990 года. После Второй мировой войны Германия была разделена на 12 территорий. В 1948 году зоны влияния Великобритании и США объединились в Бизонию, к которым затем присоединилась Франция и получилась Тризония, а в 1949 году из Тризонии образовалась ФРГ. В 1949 году на территории советских зон провозглашена ГДР. ГДР и ФРГ считались правопреемниками довоенной Германии. Между ГДР и ФРГ была граница с особо усложнённым режимом. В 1989 году Германия перешла на облегчённый режим. После этого начался переезд немцев ГДР через Австрию в ФРГ. Облегчённый режим в ГДР был установлен в ноябре 1989 года. В результате объединения на территории бывшей ГДР были созданы пять новых земель, а на части территории ГДР и Западного Берлина — земля Берлин. Границы земель, входивших в состав ФРГ до объединения, не изменились. Новая Германия стала членом ЕЭС и НАТО. Горбачёвская перестройка в СССР была настороженно воспринята властями ГДР и с энтузиазмом — в ФРГ. В 1989 г. напряжённость в ГДР стала возрастать. В начале ноября в Берлине началась грандиозная демонстрация, закончившаяся разрушением Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. Для объединения двух стран была использована одна из двух возможностей, предусмотренных Конституцией ФРГ: территория ГДР была включена в состав ФРГ, и действие конституции ФРГ было распространено на новую территорию. Другим возможным вариантом было создание нового государства путём объединения двух старых с принятием новой конституции. Одним из условий объединения было включение в конституцию ФРГ положения о том, что после 1990 года все части Германии объединены и подписание договора с Польшей об окончательном признании границы между двумя государствами.