logo
IMO_bilety (3) / Сборка билетов

49.Новая «восточная политика» в. Брандта (фрг).

В 1969 году новым канцлером ФРГ избран Вилли Брандт. Впервые на этом посту оказывается представитель социал-демократов. В своем правительственном заявлении Брандт определяет новый внешнеполитический курс Западной Германии. Он намерен не только углублять тесное партнерство своей страны с Западом, но и развивать связи со странами Центральной и Восточной Европы.

Новая стратегия в "германском вопросе" разрабатывается советником канцлера Эгоном Баром, приверженцем лозунга "Перемены через сближение". Целью боннского правительства по-прежнему остается создание единой и свободной Германии. На практике новая концепция означает начало постепенного сближения обоих немецких государств и перехода от простого сосуществования к все более тесному сотрудничеству. "Восточные договоры" Кульминационным моментом "новой восточной политики" стало заключение 12 августа 1970 года договора с Советским Союзом. ФРГ и СССР обязуются не применять силу для решения споров и, таким образом, признают нерушимость существующих границ. Бонн признает ГДР как второе равноправное немецкое государство. Кроме того, в Московском договоре содержится обязательство ФРГ признать западную границу Польши по Одеру и Нейсе. В декабре 1970 года канцлер ФРГ Брандт и министр иностранных дел Вальтер Шеель подписывают немецко-польский договор, в котором еще раз подтверждается отказ Бонна от притязаний на немецкие территории в Польше. Соглашение по Берлину Тесно связано с Восточными договорами и "Четырехстороннее соглашение по Берлину", заключенное в 1971 году между СССР и тремя западными державами-победительницами. Здесь Советский Союз впервые признал, что ФРГ имеет законное право на тесные связи с Западным Берлином, и обязался гарантировать сообщение между ними. В декабре 1972 года ФРГ и ГДР подписывают в Восточном Берлине договор об основах взаимоотношений. В целом ожидания Бонна не сбываются. ФРГ хочет перейти от сосуществования к тесному сотрудничеству, однако ГДР к этому не стремится. В 1973 году ГДР, так же как и ФРГ, становится членом ООН. Действия ГДР повергают Бонн в шок. Западногерманское руководство крайне разочаровано. Тем не менее, новый федеральный канцлер - Гельмут Шмидт - намерен продолжать расширение контактов с Восточной Германией. В августе 1975 года подписывается Хельсинский заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дальнейшее ухудшение международной обстановки в первой половине восьмидесятых годов не благоприятствует развитию германо-германских отношений. О "переменах через сближение" уже не может быть и речи. Все, что остается немецким политикам, - это пытаться не прервать окончательно германо-германский переговорный процесс, несмотря на очередное похолодание в отношениях двух сверхдержав.

43. Направления деятельности ООН в 50-80-е гг.

Содействие ООН урегулированию конфликтов и кризисов, разумеется, не сводилось к принятию полезных резолюций Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН. Несомненно позитивное значение в деле урегулирования конфликтов в 40-80 годах имели и некоторые операции ООН по поддержанию мира, проводившиеся с участием вооруженных сил и наблюдателей от различных стран, в основном азиатских и африканских. Интересам борьбы народов за свою свободу и независимость полностью отвечали и усилия Советского Союза в ООН в 70-80 годах, направленные на объявление зон мира в конфликтных районах, имеющих, как правило, большое стратегическое значение. Советский Союз исходил из того, что устранение существующих и недопущение возникновения новых вооруженных конфликтов в этих районах - чрезвычайно важная задача для обеспечения всеобщего мира и безопасности. Яркими страницами в историю ООН 50-80 годов вписаны выступления представителей Советского Союза в этой международной организации в поддержку народов КНДР, Вьетнама, Кубы, Египта, Сирии, Палестины, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Алжира, Анголы, Мозамбика, Конго, Гвинеи-Бисау, Кабо Верде, Намибии, Никарагуа, с оружием в руках боровшихся против агрессии и посягательств империализма на их свободу, суверенитет и независимость. Основные антиимпериалистические решения ООН по вопросам деколонизации были подтверждены и в резолюции 11 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1985г.), посвященной 25-летию принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В стремлении оградить свою экономику от экспансии империализма и неоколониализма развивающиеся страны сразу же по достижении независимости решительно выступили в ООН за устранение неравноправия и дискриминации, за обеспечение на деле суверенных прав государств распоряжаться своими природными богатствами. В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 60-годы Десятилетием развития ООН (1962-1970гг.). За этим последовало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Программ развития на 70 и 80-годы, которые стали называться Международными стратегиями развития. Завершая рассмотрение деятельности ООН в период от ее создания и до разрушения Советского Союза, можно сделать вывод о том, что из года в год , из десятилетия в десятилетие в деятельности ООН все больше укреплялись тенденции, направленные на упрочение международного мира и безопасности народов, что нередко ставило империалистические державы в положение полной или почти полной изоляции в этой международной организации, затрудняло им проводить в жизнь планы, идущие вразрез с целями и принципами Устава ООН.

44. Интеграционные процессы в Западной Европе. Создание ЕЭС

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления ‑­ общей внешней политики и политики безопасности. Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:– внутренних реформах ЕС;– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС; – формировании общей внешней и оборонной политики Союза. Шенге́нское соглаше́ние — соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.