logo search
IMO_bilety (3) / Сборка билетов

33. «Длинная» телеграмма д. Кеннана. Доктрина «сдерживания коммунизма» г.Трумэна.

22 февраля 1946 г. в ответ на запрос Госдепартамента США о предложениях посольства по разработке внешнеполитического курса страны в отношении СССР временный поверенный в делах США в Москве ДЖ. Кеннан направил секретную телеграмму, содержавшую 8 тыс. слов. В ней анализировались истоки и основные особенности послевоенной политики Светского Союза. Кеннан отмечал, что СССР намеревается вести постоянную подрывную деятельность против западных стран, расширять сферу своего контроля и отрицает любые компромиссы. Главный вывод телеграммы – необходимо перейти к «жёсткому курсу» в отношении СССР. Доктрина «сдерживания коммунизма» Г.Трумэна. В 1946-1947 гг. СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны. Ещё с середины 1946 г. между правительствами США и Великобритании шли оживлённые консультации по вопросу о Греции и Турции – территориях ,которые были сферой влияния Англии. Трумэн полагал, что англичане не в состоянии оказать существенную помощь в гражданской войне, которая развернулась в 1944 г. В 1947 г. Великобритания приняла решение о выводе своих войск из Греции и прекращения помощи Турции. Теперь помощь Гр и Тур впредь будут оказывать США. Внимание, которое Вашингтон в последующем уделял эти странам, объяснялось их стратегическим положением, прежде всего, близостью к границам СССР. Кроме того, контроль над ними способствовал установлению контроля над Средиземноморьем. В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. В развитие объявленного курса на сдерживание СССР США заключили в 1945-1949 гг. двусторонние оборонительные пакты с 42 странами, распространив свои обязательства, а с ними и свои права на вмешательство во внутренние дела практически всех стран.

34. ПЛАН МАРШАЛЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Относительно процесса возрождения Европы план Маршалла предполагал временное приостановление действия принципов экономического либерализма. Программа, рассчитанная на четыре года, должна была помочь Европе добиться реальной независимости. Предполагалось сосредоточиться на выполнении следующих задач: модернизации инфраструктуры, увеличения объемов производства, более равномерному географическому распределению тяжелой индустрии, сконцентрированной для этого в зоне Рура, рационализации производства в сельском хозяйстве и легкой промышленности и, наконец, денежной и финансовой стабилизации. По прошествии четырех лет предусматривалось полное восстановление принципов экономического либерализма. США приняли самое активное участие в реализации этой программы. Экономическая помощь по плану Маршалла была предложена всем европейским странам, включая Советский Союз. Программа должна была опираться на процесс многосторонней координации и кооперации усилий. Чтобы придать этому мероприятию европейский характер, план Маршалла предполагал создание Европейской экономической комиссии, ЕЭК, которая действовала бы как региональное подразделение ООН. 16 государств, находящихся вне сферы влияния Советского Союза, положительно среагировали на план Маршалла. В ходе реализации плана Маршалла противоречия между Западом и Востоком усиливались. Собственно, холодная война началась в тот момент, когда западные союзники в одностороннем порядке попытались реконструировать германскую экономику по модели плана Маршалла.

42.Движение неприсоединения. Свое оформление Движение неприсоединения получило на конференции в Каире в декабре 1957 г. Советский Союз и его союзники рассматривали Движение неприсоединения как составляющую борьбы с капитализмом и империализмом. Политика неприсоединения осуществлялась на принципах равноудаленности как от западных,так и социалистических стран. В июне 1961 г. в Каире состоялось совещание министров ино­странных дел 21 страны Азии и Африки, а также Югославии и Кубы. Каирское совещание сформулировало критерии неприсоединения:1.проведение независимой политики, основанной на принци­пах сосуществования государств с разными политическими и об­щественными системами;2.неучастие в многосторонних военных союзах, заключенных в контексте конфликтов между великими державами;3.если страна имеет двусторонний военный союз с великой державой или входит в региональный оборонительный пакт, этот союз или пакт не должен быть сознательно заключен в контексте конфликтов между великими державами;4.если страна предоставила иностранной державе право на создание военных баз, это разрешение не должно быть сделано в контексте конфликтов между великими державами. Эти критерии стали основой членства в Движении неприсое­динения. Первая конференция 25 неприсоединившихся стран на выс­шем уровне была созвана в Белграде в сентябре 1961 г. по иници­ативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Ганы. На конференции были конкретизированы цели и задачи политики неприсоединения. После Каирской конференции подобные форумы стали прово­диться регулярно. Более ак­туальным стал вопрос о создании нового мирового экономического порядка. Уже в 1964 г. неприсоединившиеся государства сыграли главную роль в созыве первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).Ширилось и число участников Движения. Если в 1961 г. их было 25, то в 1995 г. — 113. По уровню своего экономического развития страны сильно отличались друг от друга — от богатых нефтедобывающих стран Ближнего Востока до беднейших стран Африканского континента. Различались страны и по своим це­лям, которые они преследовали, присоединяясь к Движению. Одни вступали в Движение неприсоединения с целью защиты внутренних преобразований от внешнего вмешательства (Ангола, Алжир, Гайана)- Большинство стран Латинской Америки примкнули, руководствуясь целями борьбы за новый международный экономический порядок. Отдельные страны присоединялись к Движению в поисках поддержки их по­зиций в конфликтах с соседними государствами. Таким образом, со второй половины 1940-х гг. и до нача­ла 1960-х гг. происходило становление и развитие доктрины не­присоединения. Движение неприсоединения стало новым поли­тическим течением в международных отношениях.

36. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, созданная 5 января 1949 года по решению экономического совещания представителей ряда стран Восточной Европы. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.

ОВД 14 мая 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Этот документ оформил создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД), что стало ответной мерой на создание НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря. Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства-участники обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применения силы, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать немедленную помощь всеми необходимыми средствами. Для обеспечения взаимодействия вооруженных сил государств ОВД было создано Объединённое командование вооруженными силами, в ведение которого выделялись соответствующие национальные контингенты, а возглавлял – Главнокомандующий. Организация Варшавского договора внесла определенный вклад в закрепление политических итогов Второй мировой войны и послевоенного развития. В деятельности ОВД присутствовали и военная, и политическая стороны. Тесное политическое сотрудничество помогало странам-участницам решать многие национальные и международные вопросы. Также на территории всех стран-участниц проводились совместные командно-штабные и войсковые учения. Между разведками стран ОВД велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол о полном прекращении действия Варшавского договора.

37. Договор вступил в силу 28 апреля 1952 года. Принимая во внимание, что Союзные Державы и Япония решают, что впредь их отношения будут отношениями между нациями, которые, как суверенные и равные, сотрудничают в дружественном сообществе для того, чтобы способствовать их общему благосостоянию и поддерживать международный мир и безопасность, и желают поэтому заключить Мирный Договор, который разрешит вопросы, все еще остающиеся неразрешенными вследствие состояния войны между ними; И что Япония со своей стороны заявляет о своем намерении обратиться с заявлением о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций и при всех обстоятельствах соблюдать принципы Устава Организации Объединенных Наций, стремиться к проведению в жизнь целей Всеобщей Декларации Объединенных Наций о правах человека, стремиться к созданию внутри Японии условий стабильности и благосостояния, как это определено в Статьях 55 и 56 Устава Организации Объединенных Наций и осуществление чего уже начато послевоенным законодательством Японии; а также соблюдать в государственной и частной торговле и коммерции принятую в международном масштабе справедливую практику; Союзные Державы и Япония согласились, поэтому заключить настоящий Мирный Договор и в соответствии с этим назначили нижеподписавшихся Полномочными Представителями, которые, по представлении своих полномочий, найденных в должной форме и надлежащем порядке, согласились о следующих постановлениях. Учинено в городе Сан-Франциско 8 дня сентября м-ца 1951 года на английском, французском и испанском языках, причем все тексты являются аутентичными, и на японском языке.

38. Сан-Францисский договор 1951

Сепаратный мирный договор 48 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан-Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Великобритании без привлечения других участвовавших в войне с Японией великих держав. Договор состоит из 7 глав. Советская делегация отметила на конференции, что американо-английский проект договора неудовлетворителен, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии, и предложила поправки, а также 8 новых статей. Советские предложения были поддержаны в целом Польшей и Чехословакией, а по ряду пунктов и другими участниками конференции. Однако эти предложения не были поставлены на обсуждение. Ввиду серьёзных недостатков С.-Ф-д. представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать. Договор не был также подписан не представленными на конференции Бирмой, ДРВ, Индией, КНДР, КНР и МНР. Через несколько часов после официальной церемонии подписания С.-Ф. д. был подписан японо-американский «Пакт безопасности», предоставивший США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи неё.

39. СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США. Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии - статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. 1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях.

40. Война северной Кореи и Китая против Южной Кореи и США ряда американских союзников за контроль над Корейским полуостровом. Она началась 25 июня 1950 года с внезапного нападения Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Американский флот господствовал на море, а авиация - в воздухе, поэтому северокорейцы никак не могли помешать десанту. 28 сентября был взят Сеул. Успехи американских и южнокорейских войск обеспокоили Китай. В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию. В этот момент в американском военно-политическом руководстве выявились разногласия. В конце апреля 51г. китайские и северокорейские войска предприняли новое наступление, но были отброшены на 40-50 км к северу от 38-й параллели. После этого 8 июля 1951 года начались первые переговоры представителей воюющих сторон. Война между тем приняла позиционный характер с широким использованием минных полей и заграждений из колючей проволоки. Наступательные операции имели теперь чисто тактические цели. Численное превосходство китайцев компенсировалось американским преимуществом в огневой мощи. Американская авиация сохраняла господство в воздухе, хотя в лице советских летчиков она встретила достойных противников. Советским летчикам было категорически запрещено пересекать линию фронта, чтобы они не попали в плен. В начале 1953 года Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было наконец достигнуто соглашение о прекращении огня Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея.

41. Национально-освободительное движение

После Второй мировой войны национально-освободительное движение с особой силой развернулось на Азиатском континенте. Советский Союз использовал все доступные средства воздействия на национально-освободительное движение и включение его в орбиту своего влияния. В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. В свою очередь в составе Пакистана искусственно объединились два национально разнородных и географически удаленных друг от друга района. Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. Действующая в настоящее время Конституция Индонезии 1945 г. провозгласила суверенитет народа и пять принципов государственной идеологии. На Филиппинах в 1946—1972 гг. действовала американская модель президентской республики с двухпартийной системой. С начала 70-х гг. был провозглашен курс на создание “нового общества”, который характеризовался дальнейшей концентрацией власти в руках президента, опорой на армию, установлением монополии одной партии. В качестве “прикрытия” режима личной власти на основе Конституции 1973 г. в стране продолжали формально действовать многопартийная система и законодательный орган, который длительное время не созывался. После свержения президента Маркоса была принята новая Конституция Филиппин 1986 г. Она сохранила форму президентской республики и предусмотрела создание двух автономных районов. В результате национально-демократической революции в 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. В 1987 г. здесь была принята Конституция, изменившая название страны.