Этнокультурные истоки формирования календаря крымских татар
В результате сложного этнического процесса в период IV-XV вв. сформировалось ядро крымскотатарского народа. Представители каждой группы внесли свой вклад в формирование календаря и календарной обрядности. Поклонение Солнцу, принятое у римлян, усиливает солярный культ у скифов Крыма. Известно, что Рим в I-IV вв. н. э. контролирует Херсонес и прилегающие к нему районы. В этот период были привнесены культ Юпитера, солнечного бога Митры, состоялось знакомство с римским юлианским календарем.
Дальнейшее совершенствование европейского (солнечного) календаря происходит с момента появления тюркских племен на полуострове, которые, как и нетюркские предки, участвовали в формировании крымскотатарского народа. В этот период в Крыму в различных его регионах действовали восточный (12- летний животный), зодиакальный, мусульманский, и солнечный календари. Со временем в среде крымских татар утверждается солнечный календарь. Потребность в зодиакальном счете и восточном календаре ослабляется, фактически сохраняясь только в памяти старшего поколения.
В золотоордынское время (вторая половина XIII в. - первая половина XV в.) большая часть населения Крыма исповедовала ислам. В Крымском ханстве (вторая половина XV - XVIII вв.) ислам закрепляется как государственная религия.
В Крыму в XIII-XIV веках утверждается мусульманский календарь, который в силу своей специфики выполняет особую функцию в жизни крымских татар - обслуживает религиозные мусульманские обычаи и обряды. Мусульманский календарь построен с учетом изменений лунных фаз, и поэтому его называют лунным. В лунном календаре нет весенних, летних, осенних, зимних месяцев - они кочуют по всем временам года. Следовательно, исключается возможность его согласования с хозяйственной деятельностью, а также жизнью природы. История формирования ислама свидетельствует, что календарь выполнял религиозную функцию.
- Немцы. Формирование немецкого населения Крыма.
- Виды хозяйственной деятельности
- Вероисповедание
- Праздники
- Крымские немцы в годы гражданской войны
- Места компактного расселения
- Культурная жизнь
- Первые поселения
- Выселение из Крыма
- Восстановление колонии
- Хозяйственная деятельность
- Общественная жизнь
- Деятельность церкви
- Культура
- 19 Апреля 1900 г. Великий маринист скончался. По последней воле художника его похоронили в ограде армянской церкви св. Саркиса в Феодосии.
- 5 Июня 1900 г. А. Спендиарян считал началом своей творческой жизни. В этот день впервые было исполнено его крупное симфоническое произведение "Концертные прелюдии".
- Тярндарач (Сретение Господне, 14 февраля)
- Барекендан (Масленица)
- Святой Саркис
- Затик (Пасха)
- Амбарцум (Вознесение)
- Святой Крест
- Болгары Краткая справка
- Вторая и третья волна переселения
- Греки в Крыму
- Балаклавские греки
- Численность и районы проживан
- Греческое население Крыма в 20-30-е гг. Хх века
- Депортация
- 27 Июня 1944 г. Войска нквд приступили ко второму спецпереселению. Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в одних и тех же эшелонах.
- Происхождение
- Территория проживания, численность
- Антропонимы
- Реликты прежних верований
- Фольклор
- Похороны.
- Рождение ребенка.
- Национальный костюм
- Мужской костюм.
- Женский костюм
- Крымские татары
- Происхождение этноса
- Традиционные поселения и жилища
- Традиционная одежда и украшения
- Традиционная пища и застольный этикет
- Календари
- Этнокультурные истоки формирования календаря крымских татар
- Крымскотатарский народный календарь
- Символы в вышивках и орнаменте крымских татар
- Численность и мероприятия по возвращению в Крым
- Хыдырлез
- Ораза байрам
- Курбан байрам
- День национального траура крымскотатарского народа