logo search
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

56. Сакральныя помнікі дахрысціянскай пароы усходніх славян

Славяне имели политэизм. Главным богом был Перун. В ранних летописях не имел места для набажэнствау. Святилище, капище - напоминали городище, небольших размеров, Укреплена валами и рвами (святилище, трэбишчы, капища, кумирницы, храмы идольские, дохристианские культовые сооружения, места мольбам и жертвоприношений вост. Славян и соседних народов. Были С. родовые, племенные и для нескольких соседних племен. Чаще всего С. посвящались Перуну, на них устанавливали идолов. располагались на возвышенностях, ост-вах и мысах среди болот, на берегах озер и рек, изредка насыпались искусственно (круглые или овальные площадки диамате. 14-30 м с приподнятым цент- рам или впадина внутри). Местом С. были также камни-Ратюнки, холмы культовый, источники культовые. чествовались свяшчэн-деревья (особенно дуб как дерево Перуна) и рощи. С. возникли в каменном веке. В неолите некоторые из них прослеживаются архей -алогично. К периоду энеалиту относится С: в Сабацинавцы (Украина), которое представляло собой глинобитной сооружение пл. 70 м 'с большой печью, алтарем 1 глиняном «рогатым троном». К сред-няга периода эпохи бронзы принадлежат 2 С. в Пустынцы (Украина, на 3 от Чернигова), оставшиеся населением гшцинецкай культуры. Одно деревянное С. имела форму ротонды и было связано с аграрной магией. овражек внутри ротонды был заполнен обломками множество зерняцёрак, золой и мелкими кальцыни-раввана костями. Найдено сосуд с отпечатком зерен и кремниевый серп. Второе С. - полуземлянки с глиняным жертвенником в центре. Имелись 2 агнишчы и ямки-захоронения с костями жертвенных животных; предполагается, что здесь стояли идо-лы. Вероятно, что С. такого типа существовали на ПД Беларуси. На Украине памятниками общинного культа отдельных поселений были т. н. попельники, которые датируются 11 - 13 в. до н. э. Найб. ран-ния э их возникли в белагрудавскай культа ¬ ры, насыпались и в скифские времена. Попельники были остатками ритуальных костров в честь бога солнца. В раннем жал. веке на городищах Украины были и глинобитные жертвенники. С. зарубинецкой культуры известный по раскопкам поселения Холм (Брянская обл.). Тэта круглая в плане постройка диамате. 5 м. Найдено египетская печать 1-3 ст. н. э. из голубой пасты, на ней изображение льва. Рядом с круглой находилась еще одна по ¬ строение, в котором обнаружены сосуды с магич-ными знаками, посвященными аграрному культа. По мнению Б. А. Ри ¬ сторонним, в ней хранился священный сосуд, а в круглом помещении отбывает-лись церемонии приготовления свяшчэн нога варево. В центре С. был круглый глинобитных жертвенник-агнишча. Возле него стояли деревянные идолы: большой и 2 мен-шея. В центре конического крыши широкая дымовая отверстие. Предполагается, что это С. было посвящено Макоши, которую в отношении купальской обрядности наэывали Купалой. 2 меньшие идолы олицетворяли Ладу и рубашку. На Гароди Крулевщизна-хранилища Тушамля (Смоленская обл.) во 2-й четверти 1-го тысячелетия н. э. имелось С. в виде круглой площадки диамате. 6 м, окружена столба-ми, что стояли с интервалом 20-35 см. В центре ограждения стоял деревянный идол гл. божества. Сохранились так-же святилища 5-7 ст. времен банцеровской культуры ( Смоленская обл.). В 8-12 в. были расширены городища-святилища. Найб. известное из исследованных на всх.-слав, землях С. на горе Богит около р. Збруч (Украина). На Беларуси найб. концентрация С. наблюдаются в полосе главного Европейского водораздела. О наличии здесь С. свидетельствуют топоним Святое озеро, Красная тара, Божья горка, Волово гора, Туравъа гагя Перунова гора, Святой камень, Даждьбог камень. змеев камень i др.. Вероятно, что распавсюжаньви легенды о холмы , на которых стаям церкви или костелы, что провалились над землю, указывают на су-ние в тех местах дохристианский »культовых объектов. Сохранились ле ¬ генды о языческие места положил-нения на городищах Войстак (Сморгонский р-н). Ховхлава ( Мало-дечански р-н), Свирь (Мядельский р-н), жертвенников Лоск (Воложинский р-н), около д.. Рудобелка (Октябрьский р-н) и др.. Можно предположить что существовала С. (капище) на месгщ поздней церкви в г. Кричали, По издания, записанного в сярэд.чине 19 в .. около Волово оз., что на окраине Полоцка, знаходилися С. (капища) Перуна и Бабы Яги. По археал. и этнографических данных можно предположить, что С . существовали около деревень Бикульничы и Турец-2 Полоцкого, Хильчицы Житуха-вицкага, Радогощ Новогрудского, Киевец Крупского, репейного слов-нимскага р-нав, г. Косово (урочище Меречевщина) Ивацевичского р-на, на острове Богинскага озеро в Браславском р- не и др.. Наиболее исследованы С: «Дявочия гора *, Верхавлянскае святилище, Кременецкая святилище, Гудавицкае севяцилишча, Ходасавицкае свяцилигйча. После принятия христианства мно-энергия С. были приспособлены к нуждам церкви и приобрели функции проще, в связи с чем часть их в реликт-вай форме сохранилось до 20 в.). Культурный слой здесь отсутствует, либо незначительной таушчыни. Они делятся на городские (Изучены в Киеве и под Новгорода) и сельские (изучен в Рагачоуским районе). Святилище - площадка равно, на центре устаноулена статуя главного бога из дерева или из камня. Сохранились только каменные. На территории Беларуси - под Слонимом и под Шкловом. К помникау язычество относятся камни-Ратюнки (следовике, камни-валуны с полностью или частично выбитой образом следов человека (имитация босой или обутой стопы или руки) или различных животных или мифических существ. Распространен в Европе и Азии, попадаются в Афрьщы. С-проявление языческих культов. Есть основания считать, что культ камней-С. возник в бронзовом веке, по мнению А. А. Фармозава, во 2-м тысячелетии н. э. По шведского археолога Б. Альмгрэна, во 2-й пол. 2 - го тысячелетия до н. э. существовала строгая запрет создавать изображения божаствав. Но обращение к невидимому богу вынуждал человека искать оценки его видимой присутствия. В связи с этим появились изображения «следов Бога>. На Беларуси известно более 70 С, сосредоточенных преимущественно на Пн и в центре. Наиболее известные из них около деревень Деревная (Логойский р-н), Куцав-толщина (Копыльский р-н), Мальковичи (Ганцевичский р-н), Новгороды (Миор-ский р-н), Сянежычы ( Новогрудский Р-н) и др.. Мясц. названия С: Божий след (слядок), След Божьей Матери, След Христа, Чертова ступня и др.. Наиболее расширенный С. со следами человека. В большинстве случаев один, бывает два (обычно след взрослого и ребенка) и более. Величина следа обычно естественная, глубь. 1-3 см. Рядом со следами человека могут быть выбиты ямки, копыта. Встречаются камни и со следами животных (оленя, зайца, мяд-веди, лисицы, волка, быка, козы, кота). О большинстве С. бытуют представления, согласно которым ранее камни якобы были мягкими и разные существа оставляли на них следы. Вода со следов считается святой и целебной, до камней носят пожертвования. 3 по-Расширение христианства многие С. приобрели функции проще.) - камни с отпечатком человека. В христианские времена на них выбивали крест, делали надпись - Борисовы камни, Рогволодово камни. Некоторые деревья - дуб. Последние жертвы зафиксированы в 19 веке.

Пытанне 57: Крывічы.

Место обитания: бассейн Сев. Двины, Днепра и Волги. Этноним: происхождение названия от самого невярагоднага к более верного - от крови, кроуныя, холмистый местность, патрнимичныя от основателя рода Кривой, Крево. Вылучаюцйь: полоцкие, смоленские и пскоуския по географическому признаку. Раздел произошел задоуга до возникновения городов в 1 тыс. Да н. э. Произошел из-за колонизации Балтачи и финно-угров. Это нашло свое отражение в захоронениях. Так для полоцких крывичоу: долго курганы, где присутствует много элементов культуры восточных Балтачи. Курганы 1 тыс. Уяуляюць собой долг валападобныя насыпи высотой 1-2 метра и длиной 10-12 метров и более. Обряд погребения - кремация. Трупосожжение находилась на горизонте, кости клали в яму, сверху накрывали гляняным посудой. Большинство курганоу бедные на погребальный инвентарь. Среди находок глиняные горшки, слоикападобнай формы, бронзовые трапециевидные подвески, бронзовые спералепадобныя трубки (балтское происхождение), шейные гривны и браслеты. Наиболее известный памятник на беларуси: Барки, Глинище, Рудня. На границе 10-11 века становятся круглые курганы. Обряд погребения - ингумацыя. Головой на запад - христианский, на восток - Балтский влияние, на поунач - финаугорски. Дя полоцких крывичоу в 10-12 веках стали присущи височные кольца диаметром 5-7 см. Большой разницы между ними нет, только в смоленских крывичоу больший диаметр. Пскоуския кривичи имеют специфические курганные насыпи и обряд погребения. Курганные насыпи - сопки, возводились постепенно, пыдсыпалдися не в длиной, а в высоту. Первые летописные воспоминания о крывичоу датируются 859 годом. Последний раз кривичи упоминаются в 1162 (72) году. Древнейшие города: Полоцк, Витебск, Смоленск, Псков. В летописи упоминаются кривичи-полочане: это группа племен, выделившаяся из общей массы крывичоу и проживала на реке Палата. В 11-12 веках это название носят жители Полоцка и Полоцкого княжества. Перестает название иметь этническое значение. Она приобретает политическое значение. Археологией раньше не выделялась. Основные исследователи - Ляудански, Штыхау, Алексеев.