logo
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

58.Дрыгавичы

Повесть временных времен содержит дрыгавичоу между Двиной и Припятью. На востоке дреговичи границу и пересекаются с кривичами (Заслауе, Борисов). На юг - Припять, на запад - Западный Буг. Дреговичи проникли на земли Понеманья. Обряд погребения - кремация. Этноним - от названия трясина, болото. Трясина - треска, трясину. Аснавальник рода - Дрыгавед. На границе 10-11 веков - ингумацыя. Наибольшее скопление курганоу - Центральная Беларусь. Среди женских упрыгожванняу - женские кольца. Основная часть дрыгавичоу вошла в состав Пинского и Полоцкого княжества. Наиболее известные города: Слуцк, Пинск, Туров, Брест, Минск, Копыль. Основные исследователь - Лысенко, Завитневич. ДРЬИГАВИЧЫ, одно из племенных объединений вост. славян, известных по письменным источникам и археал. Памятник. Название происходит, вероятно, от слова «дрыгеа» (болото). По арехал. данных, Д. занимали территорию на В к Днепру, на Пн до Борисова, Логойска, Заславля, вярхоуя Немана; на ПД граница переходит за Припять; на 3, по мнению в третьей Завитневича. В. В. Седова граница проходила по Выгонощанском болоте (на Пн от Пинска), по мнению А. В. Успенской, Тимофеева, К. Мусянович - переходила Вост. Буг. Последняя мысль по цвяржаеиша материалами многолетних исследований курганных могильников в Среднем Пабужжы (Т. М. Каробушкина). В 6-8 в. предшественниками на Средней Припяти были славянские племена пражской пуль ¬ туры. На Пн от Припяти в это время жили балтские племена. На тер. расселения Д. сохранились археал. памятники - городища, поселения, кур ¬ ганный могильники с погребальным обрядом трупосожжения (на Припяти, Березине, правобережье Днепра, в верховьях Случи, Орессы), с 10 в .- могильники с погребальным обрядом трупапалажэння на горизонте или в подкурганные яме, иногда на пепельно падсыпцы. Изредка в курганах попадаются сооружения в виде невысокого деревянного сруба, покрытого крышей. Погребальный инвентарь сравнительно беден - глиняные горшки, пряжки, крзсивы, топоры, наконечники копий и др.. В женских погребениях преобладают украшения: стеклянные цветные разнообразны по размерам и форме бусы, бронзовые височные кольца с исходящими концами, кольца, браслеты и др.. Характерная племенная оценка - вел. медные или серебряные ожерелья, украшенные напаяными в их поверхность мелкими по размерам серебряными шариками - зернью. Второй этнической отличием зъявляюцъца височные кольца серьги из круглого провода, на которых закрепил ны по 3 металлические панерки невял. размеров. Д. впервые упоминаются в недата-рованной части «Повести временных лет» в связи с событиями, которые папярэдничаюпь 9 ст .. среди усходнеслав. племен, что расселились в Вост. Европе. Д. впа преходящи византийским историком Кан станцинам Багрянородным (948), в сторожа. Рус. лстаписах (1149). Д. принадлежали к найб. развитых в социальном отношении племен, находившихся на заключительной стадии распада родапле мянного строя, имели свое политическое объединение - «княжаннеа. Занимались земледелием, овощеводством, живет лаиадовляй. охотой. рыболовством, собирательством, а также о падение и ткаптвам. Доказательством высокого влровню развития Д. является взни кненне и раэвиццё городов. На тер. Д. в 10 в. известный Туров, в 11 в .- Брест, Минск. Шнек, в 12 в .- Слуцк. Клецк, Рогачев, Мозырь, Дарагичын Надбужски, на археал. материалам ..... Давыл Гаралок, в 13 в. - Каменец. Копыль, Кобрин и др.. Археал. раскопки городов засвидетельствовали высокий уровень развития жалезаапрацовчага, ювелирного, Костерезное, кожевенного, тор ¬ черноте, деревообрабатывающего paмёствав. О развитии культуры свидетельствуют деятельность выдающегося писателя, оратора и церковного деятеля Кирилла Туровского, монументальное строительства, создание Тураускага гвангелля, находки высокамастанких изделий из цветных металлов, камня. косш и др.. В 2 й пол. 10 в. тер. Д. вошла в состав Киевской Руси, в Канне 10 в. на их эемлях возникла Туровское княжества. в Канне 12 в. с его выделились удельные Пинское, Дуброницкае (еще раньше Клецкое), вероятно, Несвижский, сев. всх. часть земель Д. вошла в Полоцкое, пауд. всх .- в Киевское кияствы. Вопрос 59: Радимичи. Располагается в паудневаусходняй части Беларуси. Этимология: согласно летописи от имени основателя рода - Родины. 9-10 век - крымацыя. В том месте, где возводились курганы, от которого утварауся слой пепла. На это огненное колесо и помещали памерлага.Этнавызначальныя вещи: семи прамяневыя кольца, позолоченные бусы. Довольно часто встречаются браслеты. Женщины имели очень много упрыгожванняу - бусы, лунницы. Объясняется влиянием балтского субстрата. Данные археологии свидетельствуют, что окончательная ассимиляция происходила не ранее 10 века. В 11 веке - в составе Чарнигаускага княжества. Древнейшие города: Гомель, Мсциславаль. Основные исследователи: Рыбаков, Салауцова, Багамольникау, Макушкина. Радимичи, восточнославянская этничная сообщество. Жили в междуречье Днепра и Десны по течению Сажа И ЕГО притоках. По ле ¬ топись, название происходит от имени Родин, во главе с которым пришли с прапольских (ляшской) земель. Предшественниками Р. в Посожье были носители калучынскай культуры. Занимались эемляробствам, скотоводством, ремеслами (железо-и деревообрабатывающее, ювелирное, гончарное, пвбарнае), охотой, рыболовством, бортничеством, прядением, ткачеством. Наиболее исследованные археологические памятники - курганные могильники 10-12 в. Обидовичи, Веточка, Вишенка, Гадияавичы и др.. Погребальные обряды - трупаспаспаленне (8-10 века), с конца 10 до начала. 12 в. трупапалажэнне на горизонте, в подкурганные яме. Характерным оценка - наличие пепельно-угольного пласта в форме «огненного круга», в центр которого и клали покойника. Среди погребального инвентаря много украшений, предметов быта, реже встречаются орудия труда. Для мужских захоронений характерным поясные кольца, др.. детали поясного набора, изредка оружие. Характерные племенные оценки Р. - бронзовые или серебряные 7-лучевые i 7-лапастныя височные кольца. В 885 киевский кн. Олег освободил Р. от ​​эалежнасци хазар и обложил их данью. В 907 в со-где его войска P. участвовали в по-ходе на Византию. В нач. 970-х г. вышли из-под власти киевских кня-зёв, в 984 были разбиты на р. Пя-щенок около Прапошаска (Славга-ряд) воеводой кн. Владимира Свято-славича волчьим хвостом, и их земли закрепились в составе Киевской Руси. 3 11 в. территория Р. в Черниговским княжестве, с нач. 12-ее сев. часть под властью Смоленска. К 12 в. относятся письменные сведе-ния об города на земле Р. - Криви-чав (Кречют, 1136), Славгород (ПРУП или Прапошаск, 1136), Гомель (Гомий, 1142), Рогачев (1142), Чечерск (Чйчерск, 1159). Последнее упоминание Р. в летописи под 1169.

Пытанне 60: Усходнелітоускія курганы.

СХОДНЕЛИТОУСКИЯ КУРГА ны, погребальные памятники балтских племен 4-12 в. н. э. Роннане-ся на территории всх. и павд.-всх. Литвы и Вост. Беларуси от среднезападный течения Немана на 3 до оз. Свирь на В, от верховьев р. Швян тойи на Пн к бассейну р. Мяркис на ПД. Исследовали в 2-й пол. 19-1-й пол. 20 в. К. П. И Я. П. Тыш кевичы, Л. Кондратович (В. Сиро-комлю), П. С. Вильчинский, А. К. Кир-кор, А. Плятар, В. А. Шукевич и др.. После войны активно изучают литовские археологи А. Тау-тавичус, Р. Куликавскене, О. Кун-цэне и др.. Могильники насчитывают от 3-4 до 200 насыпей круглой формы, диамате. 5-15 м (изредка 20 - 25 м), выс. 0,3-3 м. Ранние на сыпи (4-8 в.) Обложенный Камен ¬ ным! венками и иногда окруженный продолговатыми ямами, вокруг по-знейшых есть кольцевые оврагу. Погребальный обряд в курганах 4 - 5 в .- трупапалажэнне в грунтовых (подкурганные) ямах глубь. 0,5 - 1,5 м. В кургане 1-2, реже 3 по-хранения. Покойника клали на спи-ну, мужчин головой на 3. женщин - на В. Погребальный инвентарь муж ¬ чин - вузкалязовыя топоры, наката-нечники копий, ножи, пряжки, фибулы, браслеты, изредка вмбоны щитов И шпоры. Погребальный инвентарь женщин представлен в основном украшений (шей ные гривны, браслеты, височные кольца, подвески), реже прилавков-мерами труда (топоры, ножи, спрашивали-ке, шилья). В 5-6 в. похоронный обряд - трупосожжение за пределами кладбища. Рзпттк! крзмацыи время ссыпали в неглубокую грунтовую яму, чаще в основе или насыпи кургана. Преобладают курганы с 2-4 захоронениями, встречаются с 5-6 и даже 9-10. Инвентарь мужского захоронений 6-8 в .- оружие. В захоронениях конца 1-го - нач. 2-го тысячелетия н. э. предметы вооружения встречаются о-чень редко. В это время широкое рас-павсюжанне получили захоронения с конями. Их помещали в спе-на насыпан курганах и, как исключением, в одном кургане с человеком. Инвентарь лошадиных захоронений бедный: удила, пряжки, иногда стремена. На тер. Беларуси исследовали В. к. Олешко, Засвирь, Черная Лужа (Мядельский р-н), Сморгонский комбинат хлебопродуктов, Рим-шансы (Сморгонский р-н), Будрани, Желядзь, Пильвины, Сержанты (Островецкий р-н), Вайшкуны, Лын-тупой (Поставский район) и др.. Боль-ство исследователей считает В. к. погребальными памятниками всх.-лит. племен, одни связывают их с авк-штайтамг, другие с союзами племен. По мнению В. В. Седова, это памятники племенной группировки, известной в летописях под названием «литва».