logo
"Инструкция чинам сыскных отделений" (1910 г.), её содержание и значение

1. «ИНСТРУКЦИЯ ЧИНАМ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ», ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

6 июля 1908 г. принимается закон «Об организации сыскной части». Позднее, 9 августа 1910 года министром внутренних дел П.А. Столыпин была издана «Инструкция чинам сыскных отделений» В инструкции было отмечено, что «основной целью деятельности сыскных отделений является негласное расследование и производство дознаний в целях предупреждения и пресечения, раскрытия и преследования преступных деяний общеуголовного характера, путём систематического надзора преступными и порочными элементами, используя негласную агентуру и наружное наблюдение».Она утверждала положения предыдущего закона (определяла порядок деятельности, права и обязанности сотрудников этих отделений). Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным.

Каждое сыскное отделение состояло из четырех структурных подразделений-столов: 1) личного задержания, 2) розысков, 3) наблюдения, 4) справочного регистрационного бюро. По распоряжению П.А.Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделении.

В уголовный сыск широко внедряются научно-технические методы борьбы с преступностью (антропометрия, дактилоскопия, судебная фотография, делаются первые попытки идентификации огнестрельного и холодного оружия)

Основным методом работы сыскных отделений была работа с использованием наружного наблюдения и негласных сотрудников. Как указывалось в Инструкции,«...отделения через своих чинов имеют систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения». Была предусмотрена соответствующая структура отделений, отразившая основные направления, методы их деятельности: один отдел должен был проводить работу по выявлению преступников и их разоблачению с помощью негласной агентуры (внутреннее наблюдение) и посредством филеров -- штатных чинов, специализировавшихся на ведении оперативного наблюдения за лицами, заподозренными в преступлениях (наружное наблюдение); другой отдел -- оперативно-регистрационное бюро -- осуществлять работу по использованию в сыске достижений криминалистики.

Наружное наблюдение вели штатные сотрудники -- обычно в местах скопления преступного элемента (ресторанах, трактирах, постоялых дворах, ночлежных приютах, домах терпимости, ломбардах, различных увеселительных заведениях).

Внутренним наблюдением занимались секретные сотрудники (агентура), вербовавшиеся из представителей преступного мира, скупщиков краденого, хозяев воровских притонов, проституток. Кроме того, сыскная полиция пользовалась услугами лиц, которые по роду своих занятий имели возможность вести наблюдение за многими лицами, -- старьевщиков, разносчиков, посыльных, дворников, извозчиков, кондукторов и других железнодорожных служащих. Начальник Петербургского сыскного отделения писал о контингенте секретных сотрудников: «Негласных агентов приходится иметь во всех слоях общества. Как при посредстве отбывших наказания за кражи и отпущенных на свободу возможно узнавать места сбыта похищенных вещей, разные воровские притоны и сборища, известные воровские клички воров и пр., так равно собирание секретных справок о разного рода личностях возможно иметь только при посредстве негласных агентов. Через них же получаются сведения о приезжающих из других городов шулерах и членах воровских и других шаек. Во всех увеселительных заведениях, гостиницах, трактирах, постоялых дворах должны быть агенты среди прислуги. Разные общественные и частные учреждения, банки, страховые общества и прочие также не могут быть оставлены без наблюдения тех же негласных агентов».

Каждый служащий сыскного отделения должен был исполнять служебные обязанности "... по совести, памятуя священные слова, принятой им присяги при определении на службу. Поэтому он должен быть неподкупно честен, безусловно правдив, вести жизнь нравственную, трезвую и ни в чем не зазорную, исполнять свои обязанности ревностно, выказывать на службе терпение, рассудительность, мужество и решительность. В не службы вести себя с достоинством и прилично, быть уживчивым по отношению к товарищам по службе, а с публикой вежливым, предупредительным и всегда готовым бескорыстно оказать законное свое содействие лицам, обращающимся к его помощи и защите, в особенности же потерпевшим от действий злонамеренных лиц" Согласно Инструкции каждый чин сыскной полиции при исполнении служебных обязанностей, должен был быть со всеми вежлив, серьезен и сдержан. Им запрещалось принимать различные подарки и вознаграждения от частных лиц, водить кого-либо бесплатно в увеселительные учреждения. При проезде извозчиками, трамваями, омнибусами и т.д., чины сыскных отделений подчинялись общим правилам и только часть из них имела бесплатные служебные билеты, которые запрещалось передавать другим лицам.
Начальник, его помощник, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений обязаны были носить форменную одежду и только в случаях особой необходимости могли одевать штатское платье. Для удостоверения служебного звания выдавались особые свидетельства за подписью начальника сыскного отделения и его печатью. Самому начальнику сыскного отделения и его помощнику, свидетельство выдавалось за подписью начальника местной полиции.

Служащие сыскных отделений обязаны были основательно ознакомиться с приемами самообороны и обезоружения преступников. Они имели право ношения при себе огнестрельного оружия (револьвера), а также применения предупредительных связок (облегченных наручников).

Надо сказать, что качественный состав основной массы негласных сотрудников сыскных отделений во многом оставлял желать лучшего. По признанию самих полицейских чиновников такое положение объяснялось тем, что агентура вербовалась, главным образом, из преступной среды.

Кроме данных наружного наблюдения и агентуры сыскные отделения использовали такие источники, как доносы (анонимные сообщения и письма), слухи, сведения, справки, полученные от лиц различных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции.

Согласно "Инструкции..." деятельность сыскных отделений ставилась под контроль прокуратуры. Чиновники сыскного отделения в сфере производства дознания о преступлениях должны были действовать под руководством прокурора местного окружного суда и подчиняться его указаниям. Начальник сыскного отделения обязан был докладывать прокурору о ходе негласных расследований, которые были предприняты с целью предупреждения общеуголовных преступлений.

Если в ходе розыска чинам сыскных отделений становились известны сведения о политических преступлениях, то они должны были информировать о них начальников губерний и охранных отделений, не предпринимая никаких мер по их раскрытию. Более того, в последующих документах, например циркуляре Департамента полиции от 18 октября 1911 г., категорически запрещалось возлагать на сыскные отделения дела, связанные с политическим розыском.

Одновременно с этим "Инструкция" устанавливала структуру сыскных отделений и принципы организации их работы. Каждое сыскное отделение состояло из четырех структурных подразделений-столов:1) личного задержания; 2) розысков; 3) наблюдения; 4) справочного регистрационного бюро. Последнее составляло "главную часть внутренней организации сыскного отделения".

Справочное регистрационное бюро занималось регистрацией преступников, систематизацией всех сведений о них, установлением личности преступников, выдачей справок о судимости и розыске скрывающихся лиц.

В соответствии с этим личный состав сыскного отделения (где это было возможно по количеству чиновников) распределялся на три группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной какой-либо категории преступлений. Там, где позволяли штаты, каждый из трех отрядов делился на отделения, которые занимались еще более узкой категорией преступников. В некоторых отделениях создавался четвертый - "летучий" отряд, предназначенный для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах, для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной патрульной службы на улицах, рынках и т.д.

Инструкция..." рассматривала сыскные отделения как орган, объединяющий "деятельность местной полиции по охранению общей безопасности населения и по борьбе с преступностью", поэтому требовала от чинов сыскных отделений стремления "к полному единению" с чинами общей полиции и оказанию законного содействия друг другу. Для объединения деятельности общей и сыскной полиции при начальнике местной полиции создавалось еженедельное совещание в составе начальника сыскного отделения, приставов и руководителей отдельных частей полицейского управления с целью координации действий "в деле предупреждения, пресечения и расследования преступлений". Чины общей полиции обязаны всегда и во всем оказывать законное содействие чинам сыскных отделений и всемерно облегчать им исполнение поручений начальства, а чины сыска должны "в служебной своей работе стремиться к полному единению с чинами общей полиции". В проведении сыскных мероприятий, чины общей полиции должны были руководствоваться указаниями и оказывать помощь начальнику сыскной полиции.
Однако права и обязанности чинов различных служб не разграничивались. Предусматривалось, что взаимоотношения чинов сыскной и общей полиции должны определяться распоряжениями и инструкциями начальников местной полиции. На практике это приводило к неопределенности во взаимоотношениях, недоразумениям и конфликтам. Каждое ведомство заботилось о том, чтобы самому выглядеть достойно, и мало стремилось к объединению сил и средств.

Основой работы сотрудников сыскных отделений стал принцип специализации (линейный принцип), что, несомненно, следует расценить как положительный факт. «Наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью, -- говорилось в Инструкции, -- заключается в специализации как общих мер розыска, так и розыскной деятельности членов сыскных отделений по главным родам преступлений».

Устанавливался учет преступлений по трем категориям:

1) убийства, разбои, грабежи и поджоги;

2) кражи (профессиональные воровские организации -- конокрады, взломщики, карманные, железнодорожные, хипесные шайки и т.п.);

3) мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм разного рода, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности.