Семинар 2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.
Цель занятия: проанализировать место элиты в социальной структуре; особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты.
Студент должен знать:
· Состав элиты английского общества эпохи Просвещения, ее социально-экономическое и политическое положение;
· Особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты
Студент должен обладать умениями и навыками:
· характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;
· анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога.
· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
· применять и использовать сервисные программы и инструментальные средства ЭВМ для подготовки к занятию;
· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
· устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.
Вопросы для обсуждения:
1. Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты.
2. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль.
3. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика.
4. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить доклад об отражении внешних атрибутов элитарного образа жизни Англии эпохи Просвещения в художественных произведениях.
Обязательная литература
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII веков. Пер. с фр. В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.
2. История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с.
3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987.
4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.
5. Тревельян Дж. Социальная история Англии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 586 с.
6. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с..
Дополнительная литература
1. Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с.
2. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с.
3. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с.
4. Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодая гвардия, 1971. 208 с.
5. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.
6. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..
7. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана. Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с.
8. Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. с англ. М.: Правда, 1981. 306 с.
9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1989. 318 с.
10. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966;
11. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.
12. Кинелев В. Г. , Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520 с.
13. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997. №6.С.14-27.
14. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Спб., 2001.
15. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с.
16. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб., 2000. С. 167-222.
17. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство, 1966. Т. 3. 503 с.
18. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1975.
19. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с.
20. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. 623 с.
21. Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ. Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с.
22. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с.
23. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.
24. Смоллет Т. Приключения Родрика Рендома. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1949. 550 с.
25. Смоллетт Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с.
26. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Пер. с англ. М. - Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с.
27. Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.: типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с.
28. Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2003. 384 с.
29. Филдинг Г. Избранные сочинения. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1989. 686 с.
30. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. В 2 ч. М.: Правда, 1982. Ч. 1 - 512 с., Ч. 2 - 486 с.; Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с.
31. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э. История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с.
32. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 479 с.
33. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс, 1992. 464 с.
34. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 - 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.
35. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа, 1973. Т.1 - 447 с., Т. 2 - 446 с.
36. Шеридан Р. Б. Драматические произведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с.
37. Шефтсбери A. Эстетические опыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с.
Рекомендуемые интернет-ресурсы
1. Glossary of 18th Century Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html.
2. National Portrait Gallerys 18th - Century // www.npg.org.uk/live/
3. Observastions on Female Literature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/
4. W. Hogarths Realm // www.hogarth.cjb.net/
Семинар 3. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
Цель занятия: проанализировать особенности образа жизни и ценностных ориентаций представителей среднего класса Англии эпохи Просвещения.
Студент должен знать:
· Ценностные ориентации и образ жизни английских предпринимателей с различным уровнем дохода в контексте формирования буржуазного общества и создания новой идеологии;
· Особенности социального положения и образа жизни служителей культа в Англии эпохи Просвещения, отношение англичан к религии.
Студент должен обладать умениями и навыками:
· наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
· устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.
· планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе.
Вопросы для обсуждения:
1. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя:
· Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности;
· Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей;
· Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни.
- 3.
- Семинар 2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.
- 2. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки.
- 3. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа.
- Студент должен знать:
- Студент должен знать:
- Студент должен обладать умениями и навыками:
- Студент должен обладать умениями и навыками:
- · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
- · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе.
- · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
- · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
- Вопросы для обсуждения:
- Вопросы для обсуждения:
- Вопросы для обсуждения:
- 3. Место Англии в структуре европейской цивилизации.
- 6. Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. 7. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура.
- Задания для самостоятельной работы:
- Задания для самостоятельной работы:
- Обязательная литература
- 13. Учебно-методическое обеспечение гис-образования
- 16. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики. Классификация педагогических программных средств. Приблизительный состав программного обеспечения
- Методические указания для студентов и магистрантов по изучению спецкурса
- Программное обеспечение
- Рабочая программа спецкурса
- Цель спецкурса
- 12 Программно-методическое обеспечение технологии до
- 2.2. Программное и методическое обеспечение
- Содержание спецкурса