logo
"Холодная война" как противостояние двух политических систем

1.3 Окончание „холодной войны”

В апреле 1985г. руководителем страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Необходимо было срочно менять ориентиры. Во внешнеполитической деятельности была выдвинута концепция „нового политического мышления”. Её основные положения были сформулированы в 70-х - начале 80-х гг. движением „зелёных”, в работах А.Д. Сахарова и др. после ХХVII съезда КПСС (1986) эта концепция была официально взята на вооружение партией и правительством. Суть ее в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли - появились шансы ликвидировать большинство болезней, устранить тяжелый физический труд. С другой стороны, появились новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. В середине 80-х гг. в арсеналах ядерных держав находилось более 50 тыс. ядерных боеголовок общей мощностью более 13 тыс. мегатонн. Накопленный ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. Исследования показали, что в ядерной войне не может быть победителей. Даже если бы агрессору обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного - радиации, выбросов пепла в верхние слои атмосферы и др. Ядерная война, таким образом, превращалась бы в коллективное самоубийство, а, следовательно, изготовление, накопление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным. Невозможной в современных условиях становится и широкомасштабная „обычная война”. В случае даже неядерного конфликта разрушение ядерных реакторов, а их в Европе свыше 200, а в мире около 20 тыс., вызвало бы последствия, сопоставимые с ядерной войной. Все большую опасность для человечества представляет состояние окружающей среды. В атмосферу ежегодно выбрасывается 250 млн. т. пыли, 20 млрд. т. окиси углерода, окислов азота, двуокиси серы и других вредных веществ. Идет интенсивное разрушение озонового слоя, защищающего Землю от солнечной радиации. Уничтожено 40% тропических лесов, на 25% за последние 30 лет выросло содержание в атмосфере углекислого газа. Состояние окружающей среды вызывает появление новых болезней. Однако любые меры по защите природы могут быть эффективны только если принимаются совместно, всеми странами мира. Рост численности населения планеты привел к резкому обострению продовольственной проблемы. Ежегодно в мире от голода умирает 50 млн. человек - столько же, сколько погибло за годы второй мировой войны. Решить проблемы голода можно только совместными усилиями всех стран.

Все эти глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации, невозможно решить в условиях противостояния. На первый план вышли интересы не отдельных классов, народов, государств, а проблемы общечеловеческие. Спасти себя от самоуничтожения цивилизация может лишь объединив усилия и ресурсы всех стран. Новое политическое мышление ставит во главу угла задачи обеспечения выживания человечества, сохранения жизни на Земле. Суть его - признание приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными - классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты. Исходя из этого основным направлением деятельности Советского правительства стала борьба за прекращение гонки вооружений, за разоружение и мир. В заявлении Правительства СССР от 15 января 1986г. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000г. Раз применение ядерного оружия невозможно, то вполне логично ставить вопрос о его ликвидации. Это предложение было воспринято на Западе как чисто пропагандистское. Поворотным пунктом в мировой политике явилась встреча президента Р. Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Рейкъявике в октябре 1986г. впервые конкретно обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. СССР внес предложение о ликвидации ракет среднего радиуса действия, о 50% сокращении стратегических ракет, о контроле за ядерными испытаниями, о недопущении милитаризации космоса. Все эти вопросы планировалось решать в комплексе. По первым двум проблемам соглашение было достигнуто, по третьей СССР согласился допустить международный контроль за испытаниями на своей территории. Тем самым этот вопрос, бывший камнем преткновения много лет, был снят. Однако переговоры зашли в тупик по вопросу о недопущении милитаризации космоса - Рейган не хотел отказываться от программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Соглашение в Рейкьявике подписано не было. Правительство СССР продолжало поиск компромиссного решения. В Заявлении М.С. Горбачева от 1 марта 1987 года было выдвинуто предложение - выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов и заключить по ней отдельное соглашение. Соглашение было подписано во время визита М.С. Горбачева в США в декабре 1987 года. По этому соглашению СССР ликвидировал 826 ракет средней дальности и 926 ракет меньшей дальности; США - 689 РСД и 170 РМД. Историческое значение этого соглашения трудно переоценить. Хотя сокращено было менее 5% ядерных арсеналов СССР и США, но впервые за всю историю международных отношений было заключено соглашение о ликвидации целого класса ракетно-ядерных вооружений. В июле 1991 года во время визита президента Д. Буша (старшего) было подписано новое соглашение - о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США. После распада СССР линию на ликвидацию ядерных вооружений продолжило правительство России. Во время визита в США президента Б.Н. Ельцина в июне 1992 года было достигнуто соглашение о сокращении стратегических вооружений России и США к 2000 году более, чем в 3 раза (с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс.). Россия в одностороннем порядке обязалась снять с боевого дежурства ракеты СС-18, основу советского стратегического потенциала. Этот смелый шаг означал, по существу, отказ от военно-стратегического паритета, полностью был выдержан в духе нового мышления. В январе 1993 года во время визита Д. Буша в Россию был подписан новый договор о взаимном сокращении ядерных боезарядов до 3-3,5 тыс. Одновременно активизировались переговоры по сокращению обычных вооружений в Европе. СССР в одностороннем порядке принял решение о сокращении вооруженных сил на 500 тыс. чел. Начался вывод военных войск из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. Новое политическое мышление сыграло решающую роль в ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных конфликтов. В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Он был полностью завершен 15 февраля 1989 года. Советская дипломатия приложила много усилий для ликвидации очагов войны в Камбодже и Анголе, созданий там коалиционных правительств. Важнейшим ее достижением стала нормализация отношений с Китаем. Отношения между нашими великими державами испортились в 60-е годы и продолжали стабильно оставаться плохими. Дело доходило до вооруженных конфликтов. Переговоры с КНР велись много лет, но правительство Китая выдвигало в качестве условий нормализации отношений вывод советских войск из Афганистана и Монголии, вывод вьетнамских войск из Камбоджи. Теперь эти требования были выполнены. В мае 1989 года М.С. Горбачев посетил Китай. Это был первый визит советского лидера за 30 лет. В ходе визита был подписан ряд соглашений об экономическом и культурном сотрудничестве.

В 1989 - 1990 гг. произошли кардинальные изменения в странах Восточной Европы. В декабре 1990 г. в Румынии в результате вооруженного восстания был свергнут режим Чаушеску. Была создана многопартийная система. Президентом стал Ион Илиеску.

В декабре 1989 года объявила о своем самороспуске социалистическая единая партия Германии. На ее основе была создана новая партия - партия демократического социализма. В марте 1990 г. в стране были проведены многопартийные выборы, победу на которых одержал блок консервативных партий. Начались переговоры об объединении Германии, завершившиеся в ноябре 1990 г. вхождением бывшей ГДР в состав ФРГ.

В октябре-ноябре 1989 г. в Чехословакии прошли массовые демонстрации с требованием демократических реформ, вошедшие в историю под названием „бархатной революции”. В декабре были проведены многопартийные выборы, победу на которых одержало оппозиционное движение Гражданский форум. Его лидер В. Гавел стал президентом страны.

В Польше летом 1989 года прошли многопартийные выборы, победу на которых одержал оппозиционный блок „Солидарность”. Этот блок сформировал первое в послевоенной Польше некоммунистическое правительство. В декабре 1990 г. президентом был избран руководитель „Солидарности” Лех Валенса.

В Венгрии в 1989 г. была распущена социалистическая рабочая партия, стоявшая у власти. Вместо нее была создана новая левая партия - социалистическая. Были созданы новые партии - демократический форум, союз свободных демократов, партия мелких хозяев и др. Были проведены выборы в Государственное собрание, на которых победу одержал блок демократического форума и свободных демократов, который и сформировал новое правительство. В ноябре 1989 г. массовые антиправительственные демонстрации прошли в Болгарии. Они привели к отставке правительства Т. Житкова. Он был исключен из партии и отдан под суд. Но и это не помогло коммунистам удержаться у власти. Было создано коалиционное правительство всех политических сил под руководством Желева. В Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны. Входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине развернулись военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на национальной почве.

Таким образом, в один год рухнули партийно-государственные структуры в странах Восточной Европы. Модель государственного устройства, навязанная этим странам в конце 40-х годов и бывшая копией сталинской командно-административной системы, не учитывала специфики этих стран, была им чужда. Экономический кризис второй половины 80-х годов еще раз показал ее неэффективность, показал пагубность изоляции от развитых стран, привел к осознанию необходимости перемен. С падением коммунистических режимов прекратился и раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. В 1991 году был распущен Совет экономической взаимопомощи, прекратил свое существование Варшавский договор. Еще более резко ситуация в мире изменилась после распада СССР. До 1991 года в мире существовало равновесие сил, основанное на страхе. Этот страх обеспечивал монолитное единство как восточного, так и западного блоков. Теперь равновесие в мире нарушилось, вместо двухполюсного мира образуется многополюсный. История, как процесс противостояния двух систем, закончилась, но на смену старым противоречиям пришли новые. Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств, четыре из которых имеют на своей территории ядерное оружие. Начался процесс создания национальных армий, раздел вооружений. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах, локальные конфликты, могущие перерасти в новую войну (Карабах, Южная Осетия, Приднестровье, Абхазия, Средняя Азия). После вывода советских войск не прекратился конфликт в Афганистане. Он перерос в межнациональные столкновения. Боевые действия между различными национальными группировками перекинулись через границы бывшего СССР, охватили Таджикистан. Возник опаснейший очаг войны на территории бывшей Югославии. Не надо забывать, что именно из Боснии началась первая мировая война. Распалась на два государства Чехословакия.

Несмотря на окончание „холодной войны” и прекращение противостояния, говорить о смягчении международной обстановки и победе нового мышления пока преждевременно. Возможно, и вполне реально новое обострение напряжения, вплоть до широкомасштабных конфликтов. Война в Ираке, начавшаяся 19 марта 2003г, реальное тому подтверждение.