"Великая депрессия" и механизм её преодоления США в период 1929-1933 гг.

курсовая работа

ГЛАВА 1. ПРЕДПОССЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В США

1.1 Докризисная ситуация экономики США

1920-е годы вошли в американскую историю как десятилетие просперити, при этом 1929-й год оказался высшей точкой экономического успеха. Приведём некоторые статистические данные. Валовой национальный продукт увеличился за десятилетие почти на 50%, при том, что все население выросло на 16% (с 105,7 до 122,8 млн.), а количество занятых в народном хозяйстве на 14% (с 42,2 до 48,7 млн.). Рост ВНП осуществлялся в первую очередь за счет увеличения производительности труда, которая выросла в США за десятилетие на 43%. В промышленности наряду с энергетикой на ведущих позициях находились машиностроение, нефтяная, сталелитейная и химическая отрасли.

Впечатляющими были успехи автомобилестроения - производство автомобилей увеличилось с 1,5 млн. в 1921 г. до 4,8 млн. в 1929 г. В 1929 г. в США имелось 23 млн. легковых автомобилей, то есть машину имел каждый пятый американец, в то время как в Великобритании один автомобиль приходился на 43 человека, в Италии на 325, а в СССР - на 7 000 человек. Еще более быстрыми темпами развивалась радиопромышленность - в 1920 г. радиоприемники имелись менее чем у одного процента американцев, а в 1929 г. количество владельцев радио вдвое превысило количество автовладельцев. Среди новых отраслей одну из ведущих позиций заняла киноиндустрия - инвестиции в нее выросли с 78 млн долл. в 1921 г. до 850 млн. долл. в 1929 г.

Приведем показатели роста в других ведущих отраслях: химическая - 90%, нефтяная - около 40%, сталелитейная - более 25%3. Американские шахтеры добывали почти 40 процентов каменного угля в мире, на американскую экономику приходилось более половины готовых товаров мира. Уткин А.И. Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии. - М.: Яуза: Эксмо, 2009.с. 15.

К 1929 году в игре на бирже принимали участие не менее 1 млн человек. 90 процентов всех сделок носило неинвестиционный, спекулятивный характер. Уткин А.И. Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии. С. 9.

Важно отметить, что в 1920-е годы в сравнении с предшествующим периодом наблюдалось резкое увеличение инвестиций в отрасли, ориентированные на массового потребителя. Именно в то десятилетие в США возникли основы общества потребления и массовой культуры, ставшего парадигмой американского социума на протяжении всего последующего развития вплоть до наших дней. Именно в 1920-е гг. в качестве основополагающего феномена общенационально социальной культуры оформляется потребительское сознание. При этом не только для нижних слоев, но и для средне обеспеченных американцев возможность приобретения большинства товаров семейного и индивидуального комфорта была связана с их покупкой в кредит. Согрин В.В. Экономический кризис 1929-1933 гг. в США и современность. // Вестник МГИМО. 2009. №3. С. 4.

Началу экономического кризиса положил так называемый «Черный четверг» 24 октября и «черный вторник» 29 октября 1929 г., которые дали на нью-йоркской бирже толчок стремительному финансовому краху, подкрепленному очень скоро тотальным, беспрецедентным по глубине общим экономическим спадом.

Наиболее важные показатели экономического крушения могут быть выражены в следующих цифрах. Общий спад производства за четыре года составил 30%. В ряде отраслей спад был гораздо серьезнее, например, в строительстве 72%, в угледобывающей промышленности 42%, а в сталелитейной 400%. Национальный доход снизился более чем в 2 раза. Безработица выросла в 8 раз, при этом частичная безработица была гораздо выше, а по данным Американской федерации труда в 1932 г. полностью занятыми были только 10% рабочих. Драматическими были проявления и следствия финансового кризиса. За эти годы произошло 130 тыс. коммерческих банкротств, закрылись 5760 банков - 20% от их общего числа в США. Объем инвестиций с 1929 по 1932 г. сократился с 16,2 до 0,8 млрд. долл. Там же. С. 5.

Подобной экономической катастрофы США не знали никогда.

экономический кризис отрасль покупательский

Делись добром ;)