logo
Абсолютная монархия в Англии

5. Изменения в политике абсолютизма в конце правления Елизаветы I. Кризис абсолютизма

В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г., когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекрасно обеспечивала интересы и нужды нового дворянства и буржуазии, интересы торговли и промышленности, уже не говоря о политике подавления протеста народных масс кровавыми законами. Отсюда вытекает характерная черта английского абсолютизма: сохранение парламента в момент наивысшего расцвета абсолютной монархии.

С середины 90-х гг. XVI в. Положение меняется. Интересы окрепших капиталистических элементов, требовавших большой свободы и тяготившихся опекой абсолютистского государства, все более расходятся с интересами короны. Именно в это период начинает сказываться относительная слабость позиций английской монархии, которая находилась бы в ее полном распоряжении.

Кроме того, хотя Тюдоры сделали многое для создания гибкого и централизованного государственного аппарата, к середине XVI в. Результаты еще были далеки от совершенства. Даже к концу XVI в. Корона не располагала послушным бюрократическим аппаратом. Помимо сильного развитого взяточничества и казнокрадства, положение осложнялось тем, что в графствах чиновничьи должности находились, как правило, в руках местного нового дворянства. Практически все распоряжения короны выполнялись этими чиновниками лишь постольку, поскольку они были выгодны новым дворянам.

Во второй половине царствования Елизаветы становится все более очевидным отсутствие послушной государственной машины, которая действительно бы сделала волю монарха законом. Отсутствие послушных орудий управления приходилось компенсировать системой фаворитизма. Последний период царствования Елизаветы, несомненно, характеризуется возрастанием влияния фаворитов, что вообще свойственно абсолютизму в период утраты им прогрессивных черт.

В последние годы правления Елизаветы парламент проявляет все большее стремление к независимости. Буржуазные элементы начали тяготиться той опекой, которую осуществлял абсолютизм в отношении производства и торговли, стесняя свободу конкуренции и предпринимательской деятельности. В 1601 г. Парламент резко запротестовал против практики продажи коронной патентов на монопольное производство разных товаров; этот протест поддержали народные массы Лондона, и королева была вынуждена запретить продажу монополий. Однако, в последствии это т запрет не соблюдался.

В конце XVI в. в Англии в связи с «революцией цен», протекционистской политикой монархии войной с Испанией возросли дороговизна и налоговый гнет, что вызвало резкое недовольство народных масс. Кроме того, ряд графств пострадали от неурожаев и голода, в деревни шел процесс огораживаний, города были переполнены пауперами, а успехи развития мануфактур и разложения цеховой системы ухудшали положение ремесленников и городской бедноты. На этой почве в английских городах и деревнях участились волнения.

Среди народных масс, особенно в городе, несмотря на жестокие религиозные преследования, в это время распространялись различные радикальные еретические учения, проповедавшие социальное равенство.

Во второй половине XVI в. в условиях успешного развития капитализма, среди буржуазии и нового дворянства стала складываться оппозиция абсолютистскому режиму. Она выступала под знаменем кальвинизма, поскольку эти классы не удовлетворил половинчатый характер королевской реформации. Английские кальвинисты хотели очистить официальную церковь от остатков католицизма; поэтому их называли пуританами (от латинского слова «purus» - чистый). Пуритане стремились также освободить церковь от подчинения королю. Среди пуритан было два направления.

Умеренные пуритане - так называемые пресвитериане выдвигали требования установить в Англии кальвинистскую церковь, починенную государству. Радикальные пуритане - индепенденты, расхождения которых с пресвитерианами выявились в середине 80-х гг., полностью отвергла принцип государственной церкви, считая, что каждая религиозная община должна быть независимой и свободно поддерживаться избранного ею вероисповедания.

Пуританизм был лишь религиозным выражением складывающегося в Англии буржуазного мировоззрения. Наряду с требованием церковных реформ, пуритане противопоставляли старой, феодальной морали свои идеалы скопидомства и стяжательства, являющиеся идеалами буржуазии на ранней стадии развития капиталистических отношений. Они осуждали всякие развлечения, праздники, игры, театр, музыку.

Это были первые признаки назревающего разрыва буржуазных слоев Англии с абсолютизмом, разрыва, который в 40-х гг. XVII в. привел к английской буржуазной революции, уничтожившей господство феодализма и абсолютистское государство.