logo
8

История водоснабжения Санкт-Петербурга

Как и в других населенных пунктах, изначально в Санкт-Петербурге источником воды служили природные водоёмы и колодцы. Санкт-Петербург стоит на воде: его главная магистраль – Нева, весь центр города прорезан целой сетью небольших рек и каналов.

Обилие рек и каналов тормозило строительство в городе полноценной системы водоснабжения. Ещё в 1820 году специально учрежденная комиссия, рассмотрев вопрос о необходимости строительства городского водопровода, пришла к заключению, что «Петербург по положению и устройству своему достаточно снабжён хорошею водою».

Районы, удалённые от водоёмов и не богатые колодцами, «поили» водовозы – люди, возившие воду за деньги. Они наполняли большие бочки ведрами или специальными черпаками, использовались также «водокачальные машины», сооруженные в тех местах, где не было удобных спусков к воде. Водовозы были призваны доставлять воду туда, где колодцев и прочих водоёмов со сравнительно чистой водой не было. В богатых же домах их функции выполняли дворники. Нормы расхода воды были чётко регламентированы: по 3 с половиной ведра (приблизительно 43 литра) на человека в день. Узнать, какую воду продаёт водовоз, можно было по цвету бочки: белые наполнялись из Невы, жёлтые – из Фонтанки, а зелёные – из каналов. Сии сведения были немаловажными, так как от источника воды сильно зависело качество воды. Выше всего ценилась невская вода, Фонтанка считалась источником похуже, а ниже всего «котировались» каналы и малые реки – Екатерининский, Лиговский, Мойка, Пряжка. Это происходило потому, что горожане сбрасывали в реки и каналы нечистоты. Крупные водотоки активнее смывали и уносили грязь. Ещё во второй половине XVIII века многие малые протоки, куда горожане несанкционированно сбрасывали отходы, напоминали сточные канавы.

Петербургский водовоз

Памятник водовозу на Шпалерной улице

В конце концов, городские власти вынуждены были издать запрет на использование воды из этих каналов.

В начале XIX столетия в Петербурге стали появляться так называемые водокачки – каменные или деревянные будки, в которых были установлены ручные или паровые насосы. Как правило, их строили по берегам рек в тех местах, где не было удобных спусков к воде. В 1827 году два подобных сооружения были возведены на левом берегу Невы, у Исаакиевского и Воскресенского мостов (оба были понтонными). К середине XIX века в Петербурге действовали 37 водокачек, которые представляли собой деревянные или каменные будки, оборудованные ручными насосами.

Самыми первыми в городе объектами, получившими водопроводную воду, были фонтаны Летнего сада: по Лиговскому каналу вода доставлялась из Дудергофского озера в бассейн, который располагался в районе нынешней улицы Некрасова (которая, кстати, долгое время называлась Бассейной), а затем по трубам двигалась в сторону сада, пересекая по пути Фонтанку.

Собственные водопроводы уже в XVIII веке имели Меншиковский и Мраморный дворцы. Первая попытка проложить водопровод в центре Петербурга специально для бытовых нужд была сделана в 1846 году. Граф Эссен-Стенбок-Фермор в 1846 году начал строительство системы, которая должна была обеспечивать водой Московскую и Литейную части города. От «водокачальной машины» (паровой), установленной в здании, построенном у наплавного Воскресенского моста специально для водопровода (в том месте, где теперь к Неве выходит улица Чернышевского), трубы шли до Знаменской площади, Сергиевской и Итальянской улиц. Если бы это предприятие оказалось рентабельным, возможно, дальнейшая судьба петербургского водоснабжения была бы иной. Однако первый коммерческий водопровод разорился, и новых попыток его устроитель больше не предпринимал.

Локальные частные водопроводы возникали и позднее. Например, в 1852 году в районе Нарвской заставы на берегу Екатерингофки появилась небольшая водонапорная башня, из которой вода поступала по трубам на дачу генерал-лейтенанта Болдырева. Заодно, уже на коммерческой основе, обеспечились водой и несколько соседних домов.

В 1858 году в Петербурге было создано «Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов». Это общество должно было обеспечить водой дома в «незаречных», то есть левобережных частях города, ограниченных Невой, Обводным каналом и рекою Пряжкой. Население этой части города достигло тогда 400 тыс. человек, и водопровод должен был поставлять 1,4 млн. ведер воды в сутки. Для этого на Шпалерной улице, перед Таврическим дворцом, на месте бывшей городской свалки по проекту архитекторов И.А. Мерца и Э. Шуберского была построена Городская водопроводная станция, главным инженерным сооружением которой стали водонапорная башня и насосная станция.

Согласно первоначальному замыслу, вода из реки должна была поступать к ней по открытым каналам, однако реализован был другая система: по трубам, идущим с глубины 2,5 аршина приблизительно от середины русла, вода закачивалась при помощи паровых машин в резервуар, находившийся наверху башни, и оттуда уже под собственным напором текла по водопроводу.

Первая попытка ввести сеть в эксплуатацию была предпринята в 1861 году. Однако из-за того, что трубы проложили неглубоко, первые же морозы вывели водопровод из строя: трубы лопнули, и вскоре окрестные улицы стали орошаться пробивающимися из-под земли фонтанчиками и родничками. На восстановление коммуникаций и пошатнувшейся репутации Обществу потребовались дополнительные 900 тысяч рублей, которые в обмен на акции предприятия ссудил купец А. Крок.

Спустя два года, 30 ноября 1863 года, работа водопровода возобновилась, на сей раз – вполне успешно. Его мощность составила почти полтора миллиона ведер в сутки, а водопроводная сеть протянулась на 115 километров. В первые 10 лет чтобы провести к своему дому чугунные трубы, горожане платили по 10 рублей серебром за погонную сажень. При этом 100 вёдер воды (около 1200 литров) обходились обывателям относительно недорого, стоимость их была 8-12 копеек. Позднее расценки снизились, и в 1903-1913 годах составили уже 6 копеек за 100 вёдер.

Две английские вертикальные паровые машины, снабжавшие водой башню на Шпалерной, проработали по тем временам довольно немалый срок – 40 лет. За это время количество клиентов водопровода в центре города заметно увеличилось, и естественного напора воды, создаваемого бассейном в верхнем этаже башни, уже не хватало для подъёма воды в здания на четвёртый – пятый этажи. Старая паровая машина была заменена, а дополнительное давление создавали поршневые паровые насосы. Позднее, в 1908 году, их заменили турбинами, к радости жильцов окрестных домов, страдавших от сильной вибрации и «подвижности предметов», создаваемых поршневыми механизмами.

В 1873 году в городе начинает действовать ещё одно акционерное общество – Товарищество новых водопроводов. Благодаря этой организации прямое водоснабжение получают «заречные» части Петербурга – Васильевский остров, Петербургская и Выборгская стороны. В 1875-1878 годах строятся водопроводные станции на Арсенальной улице, 23 линии Васильевского острова и у Сампсониевского моста на Петербургской стороне. С этого момента водопроводное хозяйство на Шпалерной улице именуется Главной станцией, остальные станции получают названия по районам, которые обслуживают.

Не просуществовав и десяти лет, Товарищество передало концессию по снабжению заречных частей водой английскому акционерному обществу, у которого к 1893 году предприятие выкупили городские власти. Главная водопроводная станция стала собственностью города на три года раньше.

Теперь уже жители значительной части города могли пользоваться водопроводом. В 1880-годы впервые серьезно был поднят вопрос об очистке воды. Городская Дума даже собрала специальное совещание, на котором обсуждали многочисленные жалобы на плохое состояние водопроводной воды. Первую систему фильтрации установили на Главной водопроводной станции, на Шпалерной улице.

После того как в 1891–1893 годах петербургские водопроводы, принадлежавшие акционерным компаниям, были выкуплены городским властями, всеми водопроводами города ведала «Городская исполнительная комиссия по водоснабжению Санкт-Петербурга», она занималась усовершенствованием старых и постройкой новых водопроводных станций, прокладкой новых сетей, контролем состояния воды. Темпы строительства водопроводной сети резко возросли.

К 1900 году абонентами водопроводной сети числилось около 70 % городских домов. Кстати, таковыми считались не только здания и квартиры, оснащённые водопроводом, но и дома, где вода подавалась во двор.

К 1901 году производительность водопроводной системы Санкт-Петербурга достигла 30 млн. ведер в сутки, а протяженность водопроводной сети достигла 445 верст. К 1913 году Петербург получал в сутки уже 4,6 млн. ведер фильтрованной и озонированной воды с Петербургской станции, 11 млн. ведер воды с Главной станции и еще 9 млн. ведер нефильтрованной воды.

В августе 1908 года в Петербурге разразилась эпидемия холеры, продолжавшаяся два года. Городская власть предприняла титанические усилия по улучшению системы водоснабжения: были отремонтированы фильтры, удлинены водоприемные трубы, проведены опыты обеззараживания воды хлором и озоном. Городская дума приняла решение о строительстве на Петербургской стороне крупнейшей в Европе фильтроозонной станции. С 1911 года на Петербургской стороне воду стали не только фильтровать, но и озонировать. На Главной станции воду пропускали через «медленные фильтры», состоявшие из камней, гравия и песка, а затем хлорировали. Василеостровская и Выборгская станции, поставлявшие воду прямо из Невы, к 1913 году прекратили работу. Территории, обслуживаемые ими, перешли к двум оставшимся водным хозяйствам, для чего через Неву были проложены несколько больших труб – дюкеров.

К 1917 году протяженность городской водопроводной сети составила 674 километра, в сутки для нужд населения города подавалось 336 тысяч куб. метров воды.

Все водозаборы находились в нижнем течении Невы, а следовательно, на станции вместе с водой неизбежно попадала и часть городских стоков. В начале ХХ века рассматривались два варианта решения этой проблемы: воду предлагалось брать из источников Ижорской возвышенности или из Ладожского озера. Геологические исследования показали, что ижорской воды для нужд города не могло хватить, а посему в 1914 году утверждён проект Ладожского водоснабжения. Водопровод должен был начинаться в 2,5 км от побережья, в районе села Морозко, у мыса Осиновец. Работы по строительству водопровода остановились в 1918 году. Речь шла о временной приостановке, но строительство так и не было закончено. Однако идея строительства этой системы стоит на рассмотрении и по сей день.

  Первая мировая и Гражданская войны негативно отразились на техническом состоянии системы водоснабжения Санкт-Петербурга, на ее сооружениях, оборудовании и сетях. В двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века для строительства водоводов даже приходилось использовать деревянные трубы – из-за нехватки более подходящих материалов. Дореволюционный уровень подачи воды в городскую водопроводную сеть был достигнут лишь к 1935 году.

  Однако были в это время и достижения. Прежде всего – это строительство Южной водопроводной станции (I очередь пущена в 1933 году, II очередь, частично – в 1940 году) и модернизация очистных сооружений Главной водопроводной станции.

Первая генеральная схема реконструкции водоснабжения в Ленинграде была разработана в 1938 году, но реализовать её смогли лишь после войны в 1947 – 1949 годах.

Особая страница в истории Ленинградского Водоканала связана с Великой Отечественной войной и ленинградской блокадой. Водопроводные станции и подстанции, резервуары чистой воды, очистные сооружения, коммуникации, уличные сети подвергались интенсивным бомбежкам и обстрелам.

Только на территории Южной водопроводной станции разорвалось 955 снарядов. Персонал особо важных объектов был переведен на казарменное положение. Разрушение сетей вызывало затопление подвалов, улиц и площадей, а иногда – и целых районов города. Однако и городская водопроводная сеть, и канализация работали постоянно – за исключением 25-26 января 1942 года, когда была полностью отключена подача электроэнергии.

Тем не менее, в холодную блокадную зиму вода в водопроводе замерзала, и жителям города приходилось пользоваться, как далекие времена, водой из природных источников – рек и колодцев.

 В период 1950–1970 годов среднесуточная подача воды в город выросла более чем в два раза – с 912,8 тыс.  м3 до 2 057,6 тыс. м3. В 1948 году был завершен ввод II очереди Южной водопроводной станции. В 1964 году была введена Петроградская водопроводная станция, а в 1971-м – I очередь Северной водопроводной станции. Активно строились и водопроводные насосные станции. 

Главная, Петроградская и новая – Южная. В 1971 году появилась ещё одна – Северная.

В настоящее время Санкт-Петербург обеспечивают водой все четыре станции: Главная, Петроградская, Южная и Северная, но Петроградская стала Волковской. Границы обслуживаемых зон меняются в зависимости от времени года и суток, так, что одни и те же дома могут утром «поиться» от одной станции, а вечером – от другой.

В 1990-е годы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» была разработана и реализована новая для России концепция стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Важнейшим шагом в деле реализации этой концепции на предприятии стало создание системы управления на основе планирования корпоративного развития.

 Именно реализация концепции стратегического планирования обеспечила устойчивое развитие ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В 1992 году предприятие смогло перейти на самоокупаемость и привлечь необходимые инвестиции для реконструкции и развития. В 2004 году была разработана Программа реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004–2011 годы.  

В 2008 году петербургский Водоканал отметил свое 150-летие. Одним из важнейших событий юбилейного года стал запуск первого участка продолжения Главного канализационного коллектора.

В июне 2009 года состоялась торжественная церемония вывоза последнего баллона с хлором с территории Северной водопроводной станции, ознаменовавшая окончательный отказ Водоканала от использования в обеззараживании воды жидкого хлора и замену его на безопасный гипохлорит натрия.

Сейчас водопровод Санкт-Петербурга – сложнейший комплекс инженерных сооружений: девять водопроводных и 177 насосных станций. Общая протяженность трубопроводов – 6 336,7 км. Это больше, чем расстояние от Петербурга до Иркутска.

Ежедневно мегаполис потребляет 2,5 млн. кубометров питьевой воды. К сожалению, при транспортировке теряется 13,5 % воды: на каждые 10 км сети в 2006 году приходилось 3,75 повреждения. Это объяснимо, если учесть, что средний возраст коммуникаций – 33 года. При таком износе трудно говорить не только об уменьшении потерь воды, но и о быстром развитии водопровода – темпы роста города явно опережают его инфраструктурные возможности. Справедливости ради следует отметить, что ситуация в целом по России гораздо хуже: там теряется более 32 % воды и повреждений гораздо больше.

53