16. Культура архаики и классики.
В архаику была ордерная сис-ма в архитектуре (на востоке монументальная). Греки хотели показать жилище бога по образу человеческой личности. 8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу 8 века или, быть может к несколько более раннему времени относится возникновение греческого алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв. начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый период своего развития. Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных искусств и архитектуры. К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства. Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле, и златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе обитает бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп и неистов грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-Полладе. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём мире. Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и в дальнейшем. Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др. 8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников этого периода первое место по своей художественной значительности занимали храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от дерева камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными. Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос. К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров – дорический и ионический. Дорический стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии. В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху колонны лишены баз, каннелюры на стволе колонны образуют при встрече острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты. В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику. Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как скульптурная группа “гигантомании” (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы – так называемая делосская Артемида (7 век.) стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер. Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении человеческого тела, определялась не только ростом профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в древнегреческом полисе. Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос (Девы), построенный в 5 веке до н.э. в Афинах. На первый взгляд Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими дорическими колоннами. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе. Красный лак (исчез) в керамике; все заливалось черным лаком, а красным картинка. Бытовые сцены. Украшение помещений. Олимпийские игры: цикл 4 года (шли 2 недели). Экехерия – перемирие между полисами во время игр, если кто-то нарушал, то полис подвергался жесткому осуждению. Парафинеи – почтить Афину (не достигли популярности). Тиран Писистрат ввел демос. Дельфйские игры – гуманитарии. Истмийские – спорт+гуманитарии. Победители очень почитались, спортсмен приближался к богам. Венок, бюст на родине. Денежное вознаграждение. После классики стал профессиональным: деньги в награду. Особая диета.1
- Античные цивилизации
- 2.Периодизация греческой истории.
- 3. Природно-географический фактор в греческой истории.
- 4.Основные политические центры крито-микенского мира
- 5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.
- 6.Олимпийские игры – фактор истории Древней Греции
- 7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.
- 8. Великая греческая колонизация.
- 10. Спарта — олигархический тип полиса.
- 11. Афины – от Клисфена до Перикла
- 12. Полис – особый тип государственного устройства
- 13. Полис в понимании Аристотеля
- 14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.
- 15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.
- 16. Культура архаики и классики.
- 17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
- 18. Греческая религия
- 19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
- 20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.
- 21. Греческие общественно-религиозные празднества.
- 22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.
- 23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.
- 24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
- 25.Греция в период эллинизма.
- 27. Завоевание Греции Римом.
- 28. Принципы периодизации Римской империи.
- 30 Вопрос. Римская цивитас и греческий полис – общие принципы развития и особенности.
- 35. Римское гражданство: сущность и преимущества
- 36. Государственное устройство римской Республики.
- 38. Реформы римской армии
- 40. Римская религия.
- 41. Общественно-религиозные празднества в Риме
- 42. Римская культура.
- 43 Классическое рабство в Риме
- 45. «Золотой век» римской Республики.
- 46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
- 47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце Республики
- 48. Римская система воспитания и образования
- 50. Движение рабов в римской Республике.
- 51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
- 52. Падение римской республики
- 54 Принципат Августа
- 55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.
- 56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.
- 57. Поздняя римская Империя – Доминат.