logo
Spasatelny_krug / IDTs_otvety (2)

13. Полис в понимании Аристотеля

В период поздней полисной структуры Аристотель пишет труд «Политика» вслед за Платоном, создавая идеальную структуру политики. Для Аристотеля полис был прекрасным политическим строением. Из этого сформировалось стремление к совершенству и самосовершенствованию. В идеальном полисе Аристотеля граждане не работают, не занимаются торговлей. Они совершенствуют сове тело для сражений, когда молоды; когда же они уже становятся людьми « в возрасте», то тогда они должны быть политически активными. Это было понятие «аутаркос» - территория полиса должна точно соответствовать численности граждан ( кол-во граждан должно быть не более 10 000 тыс чел)

В архаический период сложился тип город – государство: в центре города должна была быть цитадель, город окружен сельской частью поселения, которая прокармливает сам город, полис – объединение равных граждан. Метеки – население полиса, не имеющие гражданство, исключенное из политической жизни. В ремесленных и торговых полисах появляются захваченные рабы. Аристотель писал, что было б очень хорошо, если бы эти рабы были разных племен. Граждане занимаются наукой и спортом, метеки же – презренным делом – торговлей. Граждане вооружали себя сами – гоплит –вооружение гражданина, купленное на выручке от земли. "Население полиса, - писал Аристотель, - должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что её легко можно защищать". В центре полиса находится город. Город должен быть центральным пунктом среди всего окружающего пространства, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие - чтобы к городу легко доставлялись земельные продукты, лесные материалы, и все то что государством приобретается для обработки... Сообщение города и всего полиса с морем - преимущество и в целях безопасности государства, и с точки зрения снабжения его всем необходимым.

Фаланга – военный строй Она выстраивалась плечом к плечу со щитами и копьями. Она не должна была размыкаться. Это был символ единства – «хэконания»(?), отсюда и «койне» - язык греков. Общество народоправства – граждане сами собой управляют, граждане полиса не платят налоги, их задача – защитить Родину. Началось перераспределение доходов. Триерархия – особый косвенный налог на строительство корабля. Богатых стало меньше, бедных стали нанимать в качестве матросов на суда. Устраивались дионийские фестивали, спонсировали их богатые, за это их имена выбивались на стелах, это было очень почетно. Объявлялась эйсфора – единовременный налог на богатых. Многие богатые желали перевестись в другой класс, т.к. это было очень обременительно. Форма собственности: Аристотель подвел итог наблюдением всех философий о собственности. Участок земли мог быть продан гражданином только другому гражданину. Перераспределение собственности происходило в рамках собственности. Назревала экономическая, демографическая, внутриполитическая борьба полиса, проблема металла.

Теория рабства. Существуют люди, самой природой предназначенные к рабству и более ни на что не годные. Рабство – в интересах как господина, так и раба. Идея о попарном соединении рабов и господ. Раб – одушевленное орудие (empsychon organon).

Теория идеального полиса. Аристотель и его ученики составили 158 политий, из которых до нас дошла 1 – Афинская. Результаты этого исследование обобщены в «Политике». Правильные и неправильные государственные формы:

Монархия – тирания

Аристократия – олигархия

Полития – демократия

В процессе развития переходят одна в другую.