13. Полис в понимании Аристотеля
В период поздней полисной структуры Аристотель пишет труд «Политика» вслед за Платоном, создавая идеальную структуру политики. Для Аристотеля полис был прекрасным политическим строением. Из этого сформировалось стремление к совершенству и самосовершенствованию. В идеальном полисе Аристотеля граждане не работают, не занимаются торговлей. Они совершенствуют сове тело для сражений, когда молоды; когда же они уже становятся людьми « в возрасте», то тогда они должны быть политически активными. Это было понятие «аутаркос» - территория полиса должна точно соответствовать численности граждан ( кол-во граждан должно быть не более 10 000 тыс чел)
В архаический период сложился тип город – государство: в центре города должна была быть цитадель, город окружен сельской частью поселения, которая прокармливает сам город, полис – объединение равных граждан. Метеки – население полиса, не имеющие гражданство, исключенное из политической жизни. В ремесленных и торговых полисах появляются захваченные рабы. Аристотель писал, что было б очень хорошо, если бы эти рабы были разных племен. Граждане занимаются наукой и спортом, метеки же – презренным делом – торговлей. Граждане вооружали себя сами – гоплит –вооружение гражданина, купленное на выручке от земли. "Население полиса, - писал Аристотель, - должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что её легко можно защищать". В центре полиса находится город. Город должен быть центральным пунктом среди всего окружающего пространства, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие - чтобы к городу легко доставлялись земельные продукты, лесные материалы, и все то что государством приобретается для обработки... Сообщение города и всего полиса с морем - преимущество и в целях безопасности государства, и с точки зрения снабжения его всем необходимым.
Фаланга – военный строй Она выстраивалась плечом к плечу со щитами и копьями. Она не должна была размыкаться. Это был символ единства – «хэконания»(?), отсюда и «койне» - язык греков. Общество народоправства – граждане сами собой управляют, граждане полиса не платят налоги, их задача – защитить Родину. Началось перераспределение доходов. Триерархия – особый косвенный налог на строительство корабля. Богатых стало меньше, бедных стали нанимать в качестве матросов на суда. Устраивались дионийские фестивали, спонсировали их богатые, за это их имена выбивались на стелах, это было очень почетно. Объявлялась эйсфора – единовременный налог на богатых. Многие богатые желали перевестись в другой класс, т.к. это было очень обременительно. Форма собственности: Аристотель подвел итог наблюдением всех философий о собственности. Участок земли мог быть продан гражданином только другому гражданину. Перераспределение собственности происходило в рамках собственности. Назревала экономическая, демографическая, внутриполитическая борьба полиса, проблема металла.
Теория рабства. Существуют люди, самой природой предназначенные к рабству и более ни на что не годные. Рабство – в интересах как господина, так и раба. Идея о попарном соединении рабов и господ. Раб – одушевленное орудие (empsychon organon).
Теория идеального полиса. Аристотель и его ученики составили 158 политий, из которых до нас дошла 1 – Афинская. Результаты этого исследование обобщены в «Политике». Правильные и неправильные государственные формы:
Монархия – тирания
Аристократия – олигархия
Полития – демократия
В процессе развития переходят одна в другую.
- Античные цивилизации
- 2.Периодизация греческой истории.
- 3. Природно-географический фактор в греческой истории.
- 4.Основные политические центры крито-микенского мира
- 5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.
- 6.Олимпийские игры – фактор истории Древней Греции
- 7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.
- 8. Великая греческая колонизация.
- 10. Спарта — олигархический тип полиса.
- 11. Афины – от Клисфена до Перикла
- 12. Полис – особый тип государственного устройства
- 13. Полис в понимании Аристотеля
- 14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.
- 15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.
- 16. Культура архаики и классики.
- 17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
- 18. Греческая религия
- 19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
- 20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.
- 21. Греческие общественно-религиозные празднества.
- 22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.
- 23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.
- 24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
- 25.Греция в период эллинизма.
- 27. Завоевание Греции Римом.
- 28. Принципы периодизации Римской империи.
- 30 Вопрос. Римская цивитас и греческий полис – общие принципы развития и особенности.
- 35. Римское гражданство: сущность и преимущества
- 36. Государственное устройство римской Республики.
- 38. Реформы римской армии
- 40. Римская религия.
- 41. Общественно-религиозные празднества в Риме
- 42. Римская культура.
- 43 Классическое рабство в Риме
- 45. «Золотой век» римской Республики.
- 46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
- 47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце Республики
- 48. Римская система воспитания и образования
- 50. Движение рабов в римской Республике.
- 51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
- 52. Падение римской республики
- 54 Принципат Августа
- 55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.
- 56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.
- 57. Поздняя римская Империя – Доминат.