Отечественная история
Программа курса и методические рекомендации
для студентов заочной формы обучения
Кострома
КГТУ
2014
УДК 947
Отечественная история: программа курса и методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / сост. Е.Б. Зотова, А.Е. Кидяров; под общ. ред. Е.Б. Зотовой. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2014. – 31 с.
Пособие содержит программу дисциплины «Отечественная история», список основной и дополнительной научной литературы, экзаменационные вопросы, правила написания контрольной работы в реферативной форме, тематику контрольных работ.
Предназначено студентам вузов заочной формы обучения для самостоятельной работы по изучению курса Отечественной истории.
Рецензент: доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии и филологии КГТУ О.В. Смурова.
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве пособия для самостоятельной работы.
© Костромской государственный технологический университет, 2014
Оглавление
Введение с. 4
Программа курса с. 4
Вопросы к экзамену с. 21
Библиографический список с. 22
Положение о реферате с. 26
Тематика контрольных работ с. 28
Приложение с. 31
Введение
История является одной из основ гуманитарного образования. Предмет исторической науки – это изучение условий, хода и результатов развития общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты, могут быть решены только с учетом исторического подхода, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития. Изучение истории России определяется необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, знающих историю своей Родины, умеющих ориентироваться в сложных процессах общественно-экономической, социально-политической и культурной жизни страны.
История – важнейший фактор формирования самосознания людей. Опыт истории помогает человеку выработать нравственную оценку свершившихся и происходящих событий и определить собственное поведение. Разностороннее значение исторической науки отражают знаменитые слова Цицерона: «…история – свидетельница времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины…»
Цель преподавания дисциплины – овладение систематическими знаниями по истории России с древнейших времён до наших дней.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные факты, события, явления, важнейшие этапы исторического процесса;
- понимать причинно-следственные связи событий;
- особенности становления российской государственности;
- культурно-ценностные ориентиры в историко-культурном наследии России.
Студент должен уметь: ориентироваться в историческом материале; использовать полученные знания и умения для критического восприятия общественных процессов и ситуаций с исторической точки зрения; определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и обосновывать ее; анализировать социально-экономическое развитие России и ее роль в международных отношениях на современном этапе.
- Отечественная история
- Тема 1. История как наука
- Тема 2. Восточные славяне в древности.
- Тема 3. Древнерусское государство в IX – начале XI вв.
- Тема 4. Киевская Русь и русские княжества в XI – XIII вв.
- Тема 5. Формирование единого российского государства в кон. XIII – нач. XVI вв.
- Тема 6. Становление российского самодержавия в XVI–XVII вв.
- Тема 7. Россия в конце XVII–XVIII в.
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в.
- Тема 10. Россия на рубеже XIX – XX вв.
- Тема 11. Революция и Гражданская война в России.
- Тема 12. Советское государство в 1920 – 1930-е гг.
- Тема 13. Великая Отечественная война.
- Тема 14. Послевоенное развитие ссср (1945 – 1953 гг.)
- Тема 15. Советское общество во второй половине 50 – 80-х гг. Хх в.
- Тема 16. Россия на рубеже XX–XXI вв.
- Вопросы к экзамену
- Политический портрет Петра I
- Кострома