Тема 1. История как наука
Становление истории как науки. Зарождение исторических знаний в древнем мире. Восприятие истории в период античности и средневековья. Выделение истории в качестве самостоятельной научной дисциплины в XVIII–XIX вв. Роль истории в системе образования. Изучение хода, условий и результатов развития общества как предмет исторической науки. Функции исторического знания: нарративная, когнитивная, прогностическая, воспитательная. Формационный и цивилизационный подходы в истории. Варианты периодизации отечественной истории. Понятие об историческом источнике. Типы источников: вещественные, письменные, фонетические, изобразительные. Письменные источники по отечественной истории: летописи, законодательные памятники, акты, делопроизводственная документация, статистика, источники личного происхождения (дневники, воспоминания, переписка), публицистика, научная и художественная литература. Вспомогательные исторические дисциплины (палеография, геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и др.).
- Отечественная история
- Тема 1. История как наука
- Тема 2. Восточные славяне в древности.
- Тема 3. Древнерусское государство в IX – начале XI вв.
- Тема 4. Киевская Русь и русские княжества в XI – XIII вв.
- Тема 5. Формирование единого российского государства в кон. XIII – нач. XVI вв.
- Тема 6. Становление российского самодержавия в XVI–XVII вв.
- Тема 7. Россия в конце XVII–XVIII в.
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в.
- Тема 10. Россия на рубеже XIX – XX вв.
- Тема 11. Революция и Гражданская война в России.
- Тема 12. Советское государство в 1920 – 1930-е гг.
- Тема 13. Великая Отечественная война.
- Тема 14. Послевоенное развитие ссср (1945 – 1953 гг.)
- Тема 15. Советское общество во второй половине 50 – 80-х гг. Хх в.
- Тема 16. Россия на рубеже XX–XXI вв.
- Вопросы к экзамену
- Политический портрет Петра I
- Кострома