1. Возникновение Древней Руси.
Норманнская теория:
Авторы: Миллер, Байер, Шлецер – историки РАН в первой половине XVIII. Согласно древнерусским летописям, в 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Пригласили конунга Рюрика, его братьев Синеуса и Трувора («земля наша велика и обильна, да наряду в ней нет»). Откуда именно призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря. Название «Русь», соответственно, связывается с названием племени, из которого были призваны варяги. Норманисты склонны считать, что государственность у восточных славян не образовалась бы без участия варягов. С этим впоследствии будет связана и теория гитлеровских нацистов о неполноценности славянской нации.
Антинорманизм:
Основоположники антинорманизма в России – Ломоносов, Татищев. Хотя все историки сходятся во мнении, что славяне были способны образовать государство самостоятельно, они имеют различные взгляды по другим вопросам:
-
признают историчность Рюрика и называют его лишь катализатором, ускорившим переход от догосударственного образования к полноценному государству, поскольку один-единственный человек не смог бы образовать государственность там, где не было для этого достаточных предпосылок (Клейн)
-
полагают Рюрика потомком славянских князей (внук Гостомысла)
-
считают, что Рюрик был призван княжить в уже сформировавшееся государство (недаром ему предложили княжеский престол, а о каком князе может вообще идти речь там, где нет государства?)
-
полагают, что Рюрика вообще не могло быть в истории России (Иловайский), т.к. если бы и был призван Рюрик, то не с дружиной, а с целым народом (подтверждая данными, что Оскольд и Дир уходят от Рюрика на юг и захватывают Киев, а через год или через два они уже нападают на Константинополь в количестве 200 лодок, на которых помещались приблизительно до 10000 войска, состоящего из Руси. А между тем Оскольд и Дир могли отвлечь только часть Руси от Рюрика, у которого оставалась главная ее масса) – но в иностранных и древнерусских летописях отсутствует какое-либо упоминание о масштабном переселении народа, которое не могло остаться незамеченным. Значит Русь – племя, которое было на территории восточных славян изначально. Кроме того, даже если считать, что Рюрик пришел княжить не с народом, а с небольшой дружиной, за столь короткий период невозможно объединить разрозненные племена и вывести их объединенное государство на тот высокий уровень развития, о котором свидетельствуют летописи. Иловайский склонен считать, что Русское государство так же, как и все другие, произошло из борьбы племен и народов между собой. На данном пространстве – Скифии - из массы одноплеменных и разноплеменных элементов выделяется наиболее воинственный, наиболее способный к единению народ – Россаланы, который постепенно подчиняет себе соседей и распространяет свое господство обыкновенно до тех пределов, где встречаются или естественные преграды, или не менее сильные народы (Готы).
Название «Русь» пошло:
-
От финского Ruotsi – шведы
-
От названия реки Рось, по берегам которой жило племя росов
-
Россоланы – название племени причерноморья
-
От профессионального «дружинник» в одном из шведских наречий
2. Принятие христианства. Причины принятия новой религии:
-
Для того, чтобы избежать политической и, главное, экономической изоляции языческой страны в сформировавшемся христианском мире
-
Монотеизм соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом (Единый бог в царстве небесном, как единый монарх в царстве земном), а отсюда укрепление государственной власти и влияния лично князя
-
Обществу нужна была более гуманная мораль (те же стремления впоследствии подтверждаются принятием Русской правды, где, к примеру, кровная месть заменяется вирой)
-
Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло, в отличие от христианства, оправдать появившееся социальное расслоение, т.е. освящение принципов феодализма
Причины принятия именно Православие:
-
Православие ко времени принятия христианства имело наиболее прочные и глубокие корни на Руси. Благодаря грамотной миссионерской деятельности, в России количество Православных было на втором месте после количества язычников
-
Принятие восточной ветви христианства было необходимо для улучшения отношений с Православной Византией – основного торгового партнера
-
Власть светская в Православии была выше церковной («богу богово, кесарю кесарево»), во главе церкви император, которому подчинялся патриарх, в отличие от Католичества, где во главе церкви и государства – Папа, т.е. власть церковная была выше светской
-
Православие разрешало вести службу в землях новообращенных народов на их родном языке, а не на латыни (западная ветвь), что способствовало меньшему сопротивлению христианизации и сохранению самобытности (языка)
+Нет запрета на алкоголь, как в мусульманстве («Руси есть веселие пить, не можем без того быть»)
Значение принятия христианства:
-
Стало объединяющей силой для славянских народов. Сыграло значительную роль в преодолении раздробленности в дальнейшем
-
Христианские обычаи развивали общественную мораль, нравственность – человеколюбие, защита обиженных и угнетенных, терпимость, подавляли варварские черты, оставшиеся от язычества – многоженство, браки в близких степенях родства.
-
Оказало влияние на развитие культуры (жития святых, храмы), грамотности (привнесение Кириллом и Мефодием нового алфавита – кириллицы, который способствовал скорописи, появление первых школ)
-
Сблизило Русь и Византию, подняло международный престиж Руси.
- 1. Возникновение Древней Руси.
- 3. Феодальная раздробленность.
- 4. Татаро-монгольское иго в судьбе России.
- 5. Объединение Руси.
- 6. Эпоха Ивана Грозного.
- 7. Смутное время.
- 8. XVII век. Церковная реформа Никона, раскол. Особенности политического и социально-экономического развития страны.
- 9. Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII веке
- Характер развития сельского хозяйства
- 10. Петровские преобразования
- 11. Эпоха дворцовых переворотов.
- 12. Екатерина Великая.
- 13. Эпоха Александра I.
- 14. Эпоха Николая I.
- 25. Внешняя политика 20-30х годов.
- 27. Послевоенный сталинизм (1945-53 гг.).
- 28. Хрущевская «оттепель».
- 30. Горбачевская «перестройка» (1985-91 гг). Политическая система (новые институты власти, альтернативные выборы и пр.)