logo
Reshenia_biletov_-_IO

6. Эпоха Ивана Грозного.

Политика опричнины:

- система внутриполитических мер, преимущественно деспотического характера, направленных на установление единоличной, неограниченной власти Ивана Грозного.

Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой форме самодержавия, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления (если иметь в виду деление страны на опричнину и земщину). Опричнина была реформой, но не в сторону улучшения положения населения, а наоборот. Об этом свидетельствуют и ее последствия (см. 2 ВАРИАНТ).

Реформы:

  1. Созданы приказы – органы центрального государственного управления;

  2. Судебник Ивана IV (от 1550г) – новый свод законов;

  3. Церковная реформа – «Стоглавый собор» от 1551г - унификация обрядов русской православной церкви, просвещение – одна из важнейших задач церкви, канонизация новых святых, ужесточение дисциплины в сфере духовенства;

  4. Военная реформа:

    1. Создание стрелецкого войска 1550г;

    2. Введение уложения о службе 1556г;

  5. Ограничение местничества (порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должности, занимаемой предками) теперь молодые бояре должны начинать службу с незначительных должностей;

  6. Реформа местного самоуправления – много слов, а суть – передача управленческих и судебных функций от кормленщиков к выборным должностным лицам (губные и земские старосты).

В общем: все реформы способствовали укреплению государственной власти. Но «Избранная рада», состоявшая из представителей разных сословий, стремилась к сохранению традиционного подхода к решению проблем государственной власти, что неизбежно должно было привести к конфликту с Иваном IV, стремившимся к неограниченной царской власти. К тому же реформы были рассчитаны на достаточно длительное время, царь же стремился получить немедленный результат и стал искать методы быстрой централизации, которые покончат с боярской оппозицией и усилят его самодержавную власть.

Значение этого периода для русской истории:

Итогом правления Ивана Грозного стал структурный кризис в России:

1) экономический кризис. Опричнина и Ливонская война подорвали хозяйство страны («поруха» 70-80-х гг.):

- запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Псков и Новгород) страны – часть населения погибла, другая разбежалась;

- более 50% пашни (а местами до 90 %) заброшено;

- бедствовали не только крестьяне, но и помещики;

- увеличились налоги и выросли цены в 4 раза;

- крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, и помещики не могли выполнить свои обязанности перед государством;

2) политический кризис. Разрушены связи между центром и окраинами, уничтожена значительная часть госаппарата;

3) социальный кризис. Отсутствовало единство внутри класса феодалов;

4) династический кризис.

Дополнительные факты (для расширения кругозора, можно щегольнуть):

Значение венчания:

1) демонстрация полной независимости;

2) преемственность от Византии;

3) больший международный вес титула;

4) подтверждение господства Ивана IV над всем населением России.

- глава - Алексей Федорович Адашев – костромской дворянин, выделявшийся своим незаурядным умом. Он получил чин окольничего и стал постельничим (ближним придворным), дьяком Челобитного приказа, хранителем государственной печати, личного архива царя и ключей от государственной казны;

- Сильвестр - царский духовник, протопоп придворного Благовещенского собора, находившегося недалеко от Челобитенной избы, автор «Домостроя»;

- Андрей Курбский – князь, близкий друг царя;

- Макарий – митрополит;

- Иван Висковатый – дьяк Посольского приказа. Также участвовали в работе «Избранной рады» князья Дмитрий Курлятев и Михаил Воротынский, бояре Шереметевы. Т.е., ее состав – компромисс между различными слоями господствующего класса.

«Избранная рада» провела целый ряд реформ, вошедших в историю как реформы 50-х гг.:

1) реформы центрального управления. С января 1547 года глава государства носил официальный титул царь. Царь и Боярская дума осуществляли законодательную функцию власти. Высшими органами исполнительной власти были приказы. Складывается система приказов (в середине XVI века их было 20, а к началу XVIII – 50). Самыми главными были приказы, занимающиеся военными делами: Разрядный (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий, Оружейная палата. Иностранными делами занимался Посольский приказ, финансами – Большой приход, розыском «лихих людей» - Разбойный. Кроме отраслевых были территориальные приказы: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца и т.д. Четкого разграничения в приказной системе не существовало. Особую роль в системе центрального управления играли Земские соборы. В феврале 1549 года Иван IV приказал собрать выборных от всех русских городов. Сам царь в воскресный день вышел на лобное место и заявил о «делах боярских», обещая все исправить. Земский собор 1549 – 1550 гг.разработал новый Судебник. (Проблема компетенции Земских соборов является дискуссионной. Часть исследователей считает их высшими законосовещательными органами, созывавшимися для обсуждения наиболее важных государственных проблем, очень похожими на подобные органы власти в Западной Европе, но имевшими только «совещательное или осведомительное» значение. Решения Земского собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимала участие Боярская дума с царем. Заседания проходили по «чинам», решения фиксировались как единогласные. Другие полагают, что Земские соборы выполняли функции связи между центральными и местными органами власти). В результате данных преобразований в России сложилась сословно-представительная монархия;

2) реформы местного управления. Власть в уездах осуществлялась наместниками. Часть управленческих функций на местах возлагалась на представителей выборной власти: земских старост (из посадских людей и черносошных крестьян), занимавшихся сейчас сбором налогов, губных старост (из дворян), занимавшихся рассмотрением уголовных дел, а также городовых приказчиков (из служилых людей), занимавшихся обороной городов. Помогали старостам в осуществлении их функций излюбленные головы (для поимки преступников) и целовальники (они целовали крест, что будут судить «по правде»). В 1556 году были отменены кормления, после чего перестали назначать наместников и волостелей. С отменой кормлений население вместо «кормленичного дохода» теперь платило «кормленичный откуп» в пользу местной администрации. Эти реформы проводились для создания социальной опоры центральной власти на местах;

3) военная реформа была начата в 1550 году во время казанского похода. Упорядочена система формирования дворянского ополчения в соответствии с «Уложением по службе» (1556 г.): один служилый человек от 150 десятин земельных владений, службу начинали с 15 лет – «служилые люди по отечеству». С первых 100 четвертей (150 десятин) в «одном поле» сам землевладелец, со следующих – его военные холопы. Денежную «помогу» давали тому, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Производился набор ополчения из черносошных, монастырских крестьян и посадских людей для выполнения тыловых работ (обоз, строительство фортификационных сооружений) – «посоха» («посошные люди»). С 1550 года начинается набор «служилых людей по прибору (набору)»: преобразованные из отрядов пищальников стрелецкие полки, пушкари, городская стража, казаки. Стрельцы были постоянным, но не регулярным войском. Они жили со своими семьями, в свободное от несения караулов время занимались ремеслами и торговлей. Ядром армии должно было стать дворянское ополчение. Под Москвой «посажена» на землю «избранная тысяча» - 1078 «лучших слуг» из бояр и дворян, обязанных все время быть наготове. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора, но до конца это не удалось осуществить; создание постоянного стрелецкого войска.

4) в 1550 году принят Судебник Ивана IV («Царский», в отличие от предыдущего «великокняжеского», взятого за основу), в соответствии с которым: ограничивались нормы перехода крестьян, увеличивался размер «пожилого», усилилась власть феодала над крестьянами – владелец считался «государем» для крестьян, но нес юридическую ответственность за их преступления. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено продавать в холопы детей боярских; дворяне освобождены от подсудности боярам-наместникам. Ограничивались права наместников за счет введения в наместнические суды представителей местного населения. Кроме того, была улучшена система судопроизводства: ужесточены наказания за взятки (штрафы увеличены в 3 раза), установлены размеры судебных пошлин (с 1 рубля оспариваемой суммы надо было заплатить судье 11 денег, дьяку – 7, подьячему – 2 денги). Вводилась статья – наказание за бесчестие: наместника или волостеля – штраф в размере их жалованья (за оскорбление их жен – половина суммы), купца – 50 рублей, посадского человека – 5 рублей, крестьянина – 1 рубль. Сохранялось «поле» как способ решения спорных вопросов. Суд с иностранцами проходил по жребию: судья должен был достать из шапки один из двух восковых шариков с именами тяжущихся – кто первый, тот и выиграл дело. Таким образом, была создана правовая база централизованного государства;

5) предпринята попытка церковной реформы. В середине века церковь переживала кризисные явления: часть духовенства была малограмотной и недобросовестно выполняла свои обязанности, в уездах и волостях почитали, в основном, «местных» святых, а не общерусских, в книгах обрядах и иконах были разночтения. В 1551 году на поместном соборе, собранном по инициативе митрополита Макария, в первую очередь рассматривался вопрос, инициированный царем, о ликвидации церковного землевладения. Поскольку большинство членов собора были против, то в качестве компромисса с царем было принято решение об отказе от приобретения новых земель. Собор 1551 года вошел в историю как Стоглавый, т.к. на нем был принят «Стоглав» - сборник постановлений, согласно которым: унифицированы церковные обряды, книги и иконы; открывались специальные школы для подготовки священников. Кроме того, осуждались ереси и языческие обряды (запрещено приглашать на свадьбы скоморохов, гадалок и астрологов отлучали от церкви) и был создан единый пантеон русских святых, в который вместе с общерусскими включены и «местночтимые». Были приняты меры для искоренения безнравственности духовенства: запрещено ростовщичество, а монахам запрещено пить водку. Собор укрепил единство церкви и России, как единственного православного государства;

6) завершена денежная реформа, начатая в 1533-1538 гг.;

7) реформа поземельного налогообложения, согласно которой введена новая единица налогообложения – «большая соха» (400 – 600 десятин). Размер налога зависел от плодородия земли и социального положения. С сохи выставлялось и определенное количество «посошных людей»;

8) в 1552 году была составлена Дворцовая тетрадь – полный список Государева двора (около 4 тысяч человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались «дворовыми детьми боярскими» или «дворянами». Просто «дети боярские» составляли нижний слой служилых людей. В Дворцовой тетради дворяне записаны по тем уездам («городам»), где они владели землей. Из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы. Тогда же создали «Государев родословец» - родословный справочник и «Государев разряд», где систематизированы все назначения служилых людей.

9) в 1550 году был принят указ о местничестве: теперь служба «новика» из знатного рода на малых должностях не считалась прецедентом для местничества. Отпрыски боярских родов могли служить, не задумываясь об уроне родовой чести, поскольку рано ил поздно они становились воеводами.

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как-то заметил об опричнине: "Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". Действительно, всего семь лет существовала опричнина, но как много ученых "копий" сломано над выяснением ее причин и целей.      В целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников). Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.      Видимо, причины появления опричнины надо искать не в борьбе с определенными социальными группами, а в реакции пытающейся усилиться самодержавной власти на альтернативу государственного развития, представленную сословно-представительными учреждениями.

До Ивана Грозного, опричнина – удел, выделяемый вдове князя в пожизненное пользование, кроме (опричь) остальной земли.

При Иване Грозном, опричнина – политика царя, направленная на укрепление личной власти и форсирование централизации насильственными методами.

3 декабря 1564 года царь со всеми приближенными и казной уехал в село Коломенское, а затем поехал не в Москву, а в Александрову слободу (100 км от Москвы), откуда шлет 3 января 1565 года грамоту митрополиту Афанасию: он отрекается от престола из-за измены церковных иерархов, бояр и приказных. Т.е, это был открытый разрыв Ивана IV с госаппаратом. Другая грамота направлена московскому люду – «царская милость». В этом прослеживается явный расчет царя: бояре не сумеют воспользоваться ситуацией из-за недовольства черного люда – стравливание «верхов» и «низов» общества.

Расчет оправдался: в Москве вспыхнуло недовольство. Бояре при посредничестве митрополита «уговорили» царя вернуться на престол. Иван Грозный заявил, что вернется при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению.

2 февраля 1565 года Иван IV торжественно возвращается в Москву. На следующий день он заявил, что вводит опричнину. Суть: разделение территории и органов власти (включая царскую) с правом вмешательства. Значительная часть территории Московского царства – все стратегически важные районы и торговые города, а также земли противников царя (поморские уезды, земли Строгановых, некоторые подмосковные слободы и несколько улиц в Москве) - выделены в Государев удел (опричнину). Остальные земли формально остались под контролем Боярской думы и приказов – земщина, которая была обложена чрезвычайными налогами (100 тысяч рублей). Фактически страна разделена на две части, две столицы – Москва (которая также разделена на две части по Никитской улице) и Александрова слобода, две Боярских думы (опричную думу возглавлял Алексей Басманов – отчаянный воевода и собутыльник царя), две системы приказов и два войска – земское и опричное. Опричники носили черную одежду (как монахи), к их седлам были приторочены собачьи головы и метлы – символы преданности царю и готовности вынюхать, выгрызть и вымести измену из страны. Состояло войско и из знатных людей и из «худородных».

Сопротивления террору не было из-за:

1) традиции «народного повиновения» и веры в «божественный источник царской власти» (Н.М. Карамзин);

2) отсутствия развитого общественного самосознания, гражданского самоощущения;

3) неприязни горожан и служилых людей к родовой аристократии.

Единственной силой, которая могла попытаться повлиять на царя, была церковь.

В 1572 году опричнина официально упразднена, хотя репрессии продолжались. Внешне восстановлены прежние порядки. Деление страны на земщину и опричнину отменено. Опричное войско распущено. Само слово «опричнина» запрещено к употреблению. Были репрессированы неугодные опричники, шло дальнейшее ограничение прав вотчинников (запрет увеличивать вотчину, покупая новые земли либо обменивая их на большие), ликвидировано большинство податных привилегий церкви.

Последствия опричнины: (1 ВАРИАНТ)

1) хозяйственная разруха, опустошение целых областей (население Новгородской земли сократилось в 5 раз);

2) уничтожение механизмов управления государством и людей, способных управлять;

3) массовое бегство крестьян и холопов на окраины государства (что подталкивало к закрепощению крестьян – 1581 год – введены «заповедные годы»);

4) патологический страх перед властью;

5) уничтожена удельная система, что способствовало централизации страны и формированию деспотического характера русского самодержавия и лишению прав всех категорий населения, превратив в холопов и феодалов и крестьян;

6) ослабление внешнеполитических позиций государства и проигранная Ливонская война.

(2 ВАРИАНТ) – из учебника Ивашко

1) разрушена экономика страны (разорено 40% крестьянских дворов)

2) ослаблено сословие бояр

3) огромные жертвы

4) ликвидация пережитков удельной системы ????