20. Реформы Петра I как попытка модернизации России по европейскому образцу
Петр I вступил на престол в 1682 г., начал править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.
Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича. В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось. Нетерпимость положения начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким.
Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более целостный характер.
Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.
Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший VIII класс по штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором.
Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям.
Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин и выводилась искомая цифра.
Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.
Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепившей подлое крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она состоит, историки определяют по-разному.
- 5. Восточные славяне до образования государства
- 7. Развитие государства и общества в Киевской Руси
- 9. Монгольское завоевание Руси. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой
- 10.Принятие христианства и его последствия
- 12.Основные этапы объединения русских земель. Московское царство
- 13.Становление и эволюция средневековой цивилизации в Западной Европе.
- 14. Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени
- 15. Московское государство в XVI в. Политика и реформы Ивана IV Грозного
- 16. Внешняя политика Ивана IV Грозного: завоевание Поволжья и Сибири, Ливонская война
- 17. Россия в период Смутного времени
- 18. Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты
- 19. Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности
- 20. Реформы Петра I как попытка модернизации России по европейскому образцу
- 21. Екатерина II и политика «просвещенного абсолютизма»
- 22. Основные направления внешней политики России в XVIII в.
- 23. Европа и Россия в XVIII в.: особенности социального и экономического развития
- 24. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
- 26. Реформы Александра II и их значение
- 27. Общественно-политические движения в России в XIX в.
- 29. Созыв Государственной Думы и зарождение российского парламентаризма
- 30. Российская империя в начале XX в. Реформы и первая русская революция
- 31. Россия в годы Первой мировой войны. Кризис самодержавия
- 32. Россия в 1917 г.: выбор пути развития
- 33. Образование ссср и формирование советской политической системы (1917-1924 гг.).
- 34. Страны Европы в 1920 – 1930-е гг.: социально-экономическое развитие
- 35. Политические процессы в странах Европы: развитие демократических и тоталитарных идеологий в 30-е гг. Хх в.
- 36. Сущность политического режима в ссср и репрессивная политика в 30-е гг. Хх в.
- 37.Культура и идеология в Советском Союзе в 30-е гг.
- 38.Международное положение Советского Союза в 1920-30-е гг.
- 39.Политика модернизации экономики в ссср в 1920-е - 1930-е гг.
- 40.Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
- 41.Причины, основные этапы и итоги Второй мировой войны
- 42. Расстановка сил в мире после Второй мировой войны
- 43. «Холодная война»: понятие, причины, этапы
- 44.Развитие международных отношений на начальном этапе «холодной войны»
- 45.Эпоха «разрядки международной напряженности» и завершающий этап «холодной войны»
- 46. Мировая цивилизация в постиндустриальную эпоху
- 47. Нтр и ее последствия на Западе. Становление общества высоких технологий
- 48. Особенности послевоенного восстановления. Вступление ссср в эпоху научно-технической революции
- 49.Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.). Социально-экономическая политика советского правительства во второй половине 50-х – начале 60-х годов
- 50.Второй этап нтр и ее последствия для ссср. Эпоха «застоя». Кризис советской социалистической системы
- 51. Духовная жизнь в ссср в 70-80-х гг. Движение диссидентов
- 52. Попытки реформирования советской социалистической системы в 1985-90-е гг.
- 53. Формирование суверенного государства Российская Федерация. Декларация о суверенитете и Конституция 1993 г.
- 54. Политические, социальные и экономические преобразования в России в 90-е гг. XX в. И их итоги
- 55. Формирование российской внешней политики в 90-е гг. XX в.
- 56.Происхождение и сущность процессов глобализации. Антиглобалистское движение
- 57. Реформы в. Путина в 2000 – 2008 гг.
- 58. Этапы европейской интеграции в хх в.
- 59. Россия и Запад в XXI в.: точки соприкосновения, противоречия и перспективы отношений