3. Программа курса
1. Методология исследования роли выдающейся личности в истории.
Два уровня исследования данной проблемы: философский и социологический. Первый характеризует мировоззренчески-ориентационные ценностные условия деятельности человека. Представляется целесообразным рассмотреть философский уровень методологии исследования роли выдающейся личности в истории в понятиях «позитивного экзистенциализма». Н. Аббаньяно, который ставит своей задачей анализ проблем, стоящих перед человеком в повседневной реальной жизни. Философия должна дать человеку надежные ориентиры в его деятельности. Понятие бытия у Н. Аббаньяно. Его аксиологическое содержание. Человек ответственен за «бытие». Разное понятие экзистенции и ее отношение к бытию у М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Аббаньяно. Экзистенция – это не то, к чему она движется, а то, что обращена к «самой себе». Она имеет характер возможностей, которые человек должен реализовать в своей жизни. Выбор человека не равнозначен в силу того, что не все возможности равноценны. Среди всего спектра возможностей Н. Аббаньяно выделяет трансцендентальную возможность, которая не находится на одном уровне с другими возможностями, «основывает» и «оправдывает» их.
Процесс движения к трансцендентности носит проблематичный характер, так как движение структуры всегда предполагает выбор ценности, если выбор прекращается, экзистенция уже становится ненужной.
При определении критерия выбора Аббаньяно учитывает как формальную, так и содержательную сторону. С формальной стороны «подлинным» будет тот выбор, который будучи совершенным однажды может в дальнейшем снова повториться. Выбор оправдан не потому, что он был сделан когда-то, а потому, что его все еще стремятся делать.
Выбор вождя (И.В. Сталина) на протяжении 20-50-х годов XX в. неизменно повторялся, однако такое формальное определение критерия выбора делает последний очень двусмысленным. Н.А. Аббаньяно дает определение критерия выбора в содержательном плане. В этом аспекте подлинным будет выбор, который ведет к формированию «неповторимой» личности в упорядоченном мире. В XX в. с возникновением тоталитаризма общество становится солидарным и упорядоченным на основе личной преданности вождю.
Подлинная личность может формироваться лишь в подлинном, то есть в «солидарном» обществе. Солидарное общество – синоним демократического общества, выдающаяся личность возможна только на основе солидарности ее взглядов со взглядами по крайней мере большинства общества.
В тоталитарных режимах солидарность доходила до единогласных голосований во время выборов. Однако это не подлинная, а ложная солидарность – это временная совместимость, основанная на тоталитарной пропаганде, насилии и страхе. Судьба личности находится в руках индивида и только от него зависит станет ли он выдающейся личностью, или будет прозябать в состоянии, «безызвестности». Выбор судьбы – это решение, которое индивид принимает в отношении себя. Однако, если это понятие рассматривать в более широком плане, то необходимо будет учитывать влияние внешних факторов, таких как «социальная среда». Особую значимость этот фактор приобретает, когда мы рассматриваем деятельность выдающейся личности. Выдающаяся личность пытается стать сильнее социальных условий и на какое-то время ей это удается. В этих случаях говорят о гениальности практического деятеля, полководца, главы государства и т.п. Однако, даже гениальный человек бессилен против таких явлений как интересы народных масс, которые, в конечном счете, оказывают решающее влияние на общественное развитие.
2. Свобода и ответственность как основные факторы детерминации и самоорганизации сознания на социальном уровне.
Понятие свободы приобретает субстанциональное качество, поскольку от его расширения напрямую зависит прогресс общества. Свободная взаимообусловленность внутренних и внешних противоречий создает оптимальные условия для отсутствия давления на социальные субъекты, оптимальные ситуации для адекватного выбора, опирающегося на интересы максимального количества индивидов, составляющих данную социальную группу, а также свободное циркулирование различной информации. Оно создает оптимальные условия для выбора адекватных средств для реализации намеченных целей, способствующих развитию, входящих в общество индивидов; выбор адекватных поступков со стороны тех индивидов, которые образуют соответствующую социальную общность.
Свободная деятельность может реализоваться только при полном объеме ответственности, то есть тогда, когда осознается не только цепь действий, но и все многообразие детерминации общественной деятельности, когда научно осознаются механизмы этой деятельности, направляющие ее от объективных законов природы до сложного переплетения духовных ценностей, часто противоречащих друг другу; когда осознается сама по себе, как необходимость активно воздействовать на изменяющуюся действительность и предвидеть последствия своей деятельности не только прямые, ожидаемые, но и косвенные, побочные, незначительные, такие, которые могут при этом возникнуть.
3. Социальные условия формирования выдающейся личности.
При этом необходимо знать социальные условия, формирующие общественный заказ на личность с определенными качествами, необходимыми данному обществу; индивидуальные особенности характера и способности выдающейся личности, необходимые обществу; большое значение при этом имеет проблема соответствия индивидуальных способностей личности масштабам назревших общественных преобразований. Когда в обществе возникает потребность в выдающейся личности, она всегда находится.
4. Механизмы взаимодействия выдающейся личности и народных масс. Причинно-следственные связи. Внутренние и внешние, существенные и несущественные. Характеристика связей между выдающейся личностью и народными массами. Прямые и обратные связи. Связи управления, устанавливающие формы взаимодействия великой личности и народных масс. Виды реформ, проводимых выделяющимися личностями. Формы структурно-функциональных связей.
5. Проблема соответствия выдающейся личности масштабам назревших общественных преобразований.
В условиях гигантского ускорения общественного развития возрастает «доверие» масс к их лидерам, которым они в сложных, быстро меняющихся условиях как бы «передоверяют» свою судьбу. Отсюда, в большей мере, чем в историческом прошлом, возникает потребность в лидерах, в его умении «зажечь» массы, убедить их и повести за собой.
6. Роль выдающейся личности в условиях бюрократизации общества.
Проблема соотнесения понятий «лидер» и «выдающаяся личность». Всякая выдающаяся личность в истории являлась или является лидером. Однако, не всякий лидер – глава государства, правительства или того и другого в условиях тоталитаризма является великой, выдающейся личностью, а только тот, чья деятельность имеет непреходящее значение для истории развития человеческого общества. Веберовская теория харизматического лидера и ее значение для современности. Сталин – харизматический лидер и условия, обеспечившие его господство. Портреты харизматических лидеров Шарля де Голля, Уинстона Черчилля, Франклина Рузвельта, Маргарет Тэтчер.
7. Психофизиологические особенности выдающихся личностей. Причины, обусловившие в XX в. стремительное развитие бюрократии. Институциональные рамки реформирования политических институтов. Задача создания новых институтов и регулирования старых, стоящая перед выдающимися личностями. Высокие требования, которые предъявляет институционализация политики к выдающимся личностям. Для того чтобы перерабатывать возрастающее количество информации требуется личность с особыми свойствами относительно поиска и способности перерабатывать большее количество информации в единицу времени. Соотношение веса мозга выдающихся личностей и их талантов.
Болезнь выдающихся личностей (Ленина, Троцкого, Сталина, Гитлера и др.), как она сказывалась на проводимой ими политике.
8. Действия выдающихся личностей и народных масс в периоды революций.
Значение Октябрьской революции для судеб мира в XX в. Роль насилия в ней. Народные массы в ней по своей роли всего лишь материал послужной для манипулирования. Ленинская стратегия Октябрьской революции. Статья «Итоги выборов в Учредительное собрание». Бонапартистская теория социалистической революции. Учет фактора времени. Проблема обмана масс В.И. Лениным. Л.Д. Троцкий о своей роли в Октябрьском перевороте в Петрограде.
9. Вожди и народные массы в условиях тоталитарного общества. Роль партии в условиях тоталитарного общества. Партия принимала политические решения и проводила их через органы государственной власти в жизнь. На долю государственных органов приходилась чисто техническая работа по практической реализации партийных решений.
В странах с тоталитарными режимами на долю единственной партии приходилось управление материальными объектами. Демократия и тоталитарная диктатура. Зацикленность по всем показателям своего развития на личности партийного вождя. Условия действия партийного, исключающие высокую критику создают условия для его безответственности. Он начинает постепенно терять представление о различии между добром и злом, между адекватными и неадекватными средствами, применяемыми для достижения определенных целей. В этих условиях диктатор начинает верить в свою неподражаемость и гениальность. Так начинает складываться загнивание общественной жизни. Остаточный синдром тоталитаризма и его причины. Основатели тоталитарных режимов и их эпигоны. Различия между ними. «известные» личности. Субъективные условия возникновения культа личности.
Демографические институты общества представляют удобную и эффективно действующую форму для реализации идей выдающейся личности, для корректировки ее планов, для получения через механизмы обратной связи ответной реакции широких общественных слоев народа и оценки проводимой его политики.
10. В.И. Ленин и Октябрьская революция. Понятие «временного интервала», используемого для оценки деятельности выдающихся личностей в истории. Идея «холизма» у историков французской школы «Анналов». Историческая наука должна изучать процессы, явления, структуры, имеющие большую протяженность во времени. Идея глобальной истории в трудах Ф. Броделя. Использование волнового характера общественного развития марксистами для обоснования необходимости развития общества по направлению к социализму и коммунизму. В этой связи возникает вопрос о роли Ленина в Октябрьской революции. Он сыграл решающую роль в ее организации и практическом проведении. Он не только решительно воздействовал на течение событий, но и вся политическая система, родившаяся в октябре 1917 г. стала как бы воплощением его личности. Он создавал ее по своему образу и подобию, подавляя всякое сопротивление извне и изнутри, вел по пути, который определил сам, значение понятий свободы, необходимости и случайности для характеристики была ли необходимостью или случайностью Октябрьская революция в истории России. Причинно-следственные связи и их роль и значение, структурно-функциональные связи и их роль в проведении большевиками Октябрьской революции. Значение Октябрьской революции с точки зрения того времени, когда она была проведена и с точки зрения длительного временного интервала. В.И. Ленин сыграл решающую роль в подготовке, организации и проведении Октябрьского переворота. До его возвращения из эмиграции никто не ставил этот вопрос в теоретическом и практическом плане.
- Федеральное агентство по образованию гоувпо "пермский государственный педагогический университет"
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Специальность: 050403.65 «Культурология»
- Пермь 2008
- Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин гсэ. В. 00 – Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемы вузом.
- 1. Пояснительная записка
- Организационно-методический раздел
- Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника историка
- Требования к уровню усвоения содержания курса
- Содержание спецкурса
- 2.Учебно-тематический план курса
- 2.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 3. Программа курса
- 4. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Методология исследования роли выдающихся личностей в истории
- Тема 2. Действия выдающихся личностей и народных масс в периоды революций
- Тема 3. Роль в.И. Ленина в Октябрьской революции
- Вопросы для сдачи зачета
- Список литературы
- 5.2.Методические рекомендации студентам