Методические рекомендации
Содержание предлагаемого курса обусловлено целью и задачами дисциплины, включенностью ее в систему дисциплин Государственных образовательных стандартов для специальностей «Музейное дело и охрана памятников»1 и «Искусствоведение» 2.
Содержание дисциплины раскрывается в лекционных и практических занятиях, которые, как правило, не дублируют друг друга. В лекционном курсе главное место отводится теоретическим темам, демографической, политической, экономической, культурной и социальной истории.
Практические занятия раскрывают темы, связанные с историей культуры, быта, мировоззрения и картиной мира людей. На практических занятиях студенты овладевают базовым понятийным аппаратом, приобретают навыки самостоятельного анализа источников и конкретные знания. Практические занятия являются важнейшей частью курса, так как на них студенты приобретают навыки самостоятельного осмысления исторического материала.
Содержание программы, ее большой объем, и характер диктуют не только жесткий отбор предлагаемого материала и строгую организацию, но и контроль над усвоением предлагаемых тем студентами. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы студентов, которая является обязательной наряду с лекциями и семинарами для качественного усвоения курса.
При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо обратить внимание на то, что для раскрытия содержания темы семинарского занятия необходимо изучить взгляды различных исследователей на проблему, сопоставить их между собой и выявить дискуссионные вопросы. Для чего к каждой теме дается подробный список литературы, который включает литературу учебную (учебники и учебные пособия), научную (монографии и статьи в научных журналах), справочную (энциклопедии, пособия, задачники, сборники контрольных работ).
Учебно-методические материалы содержат: рабочий тематический план дисциплины, тезисы лекционного курса, тематику и методические рекомендации к семинарским занятиям, контрольные вопросы, контрольный тест, список источников и литературы.
Тематический план
№ |
Темы |
Се-местр | Количество часов | ||||
Всего | лекций | семи-наров | лабор.- практ | СРС | |||
1 | Часть I Первобытная эпоха и древний мир |
|
|
|
|
|
|
2 | Введение. | 1 | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
3 | Тема 1 Первобытная эпоха человечества | 1 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
4 | Тема 2 История государств древнего востока | 1 | 8 | 4 | 4 | - | 2 |
5 | Тема 3 История Древнего Египта. | 1 | 8 | 6 | 2 | - | 2 |
6 | Тема 4 История Древней Индии и Китая. | 1 | 8 | 6 | 2 | - | 2 |
7 | Тема 5 История Древней Греции | 1 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
8 | Тема 6 История Древнего Рима. | 1 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
9 | Тема 7 Цивилизация древней Руси | 1 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
10 | Итого: |
| 52 | 34 | 18 | - | 14 |
1 | Часть II Средневековье и переход к новому времени |
|
|
|
|
|
|
2 | Тема 1 Предмет истории средних веков | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
3 | Тема 2 Раннее средневековье (конец V - середина XI в.) | 2 | 8 | 6 | 2 | - | 4 |
4 | Тема 3 Классическое средневековье (XI - XV вв.) | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 4 |
5 | Тема 4 Позднее средневековье – канун нового времени | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 4 |
6 | Тема 5 Русь в эпоху средневековья | 2 | 8 | 6 | 2 | - | 2 |
7 | Тема 6 Государства востока в средние века | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
8 | Тема 7 Новое время. Политический и экономический кризис XVII века. | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
9 | Тема 8 Европа и США в конце XVII - начале XVIII века. | 2 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
10 | Итого: |
| 52 | 36 | 16 | - | 18 |
1 | Часть III Новая и новейшая история
|
|
|
|
|
|
|
2 | Тема 1 Век Просвещения | 3 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
3 | Тема 2 Реставрация в Европе. | 3 | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
4 | Тема 3 Революции первой половины XIX века. | 3 | 6 | 4 | 2 | - | 2 |
5 | Тема 4 Завершение промышленной революции в Европе | 3 | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
6 | Тема 5 Международные отношения в конце XIX века.
| 3 | 4 | 2 | 2 | - | 1 |
7 | Тема 6 Мировые войны XX века | 3 | 8 | 2 | 2 | - | 2 |
8 | Тема 7 Экономические кризисы первой и второй половины XX в. | 3 | 6 | 2 | 2 | - | 2 |
9 | Тема 8 Крушение колониальной системы
| 3 | 6 | 2 | 2 | - | 2 |
10 | Тема 9 Этапы развития мировой системы социализма | 3 | 6 | 2 | 2 | - | 2 |
11 | Тема10 Постиндустриальная цивилизация |
| 2 | 2 |
|
|
|
12 | Итого: |
| 52 | 34 | 18 | - | 21 |
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Казань – 2008
- Содержание
- Методические рекомендации
- Тематический план
- Программа курса введение
- Тема I: возникновение государства у восточных славян. Киевская русь (VIII - начало XII вв.)
- Тема II: русь в период феодальной раздробленности
- Тема III: образование и укрепление российского централизованного государства (XV – XVI вв.)
- Тема IV: россия в XVII в.
- Тема V: российская империя в XVIII в.
- Тема VI: россия в первой половинне XIX в.
- Планы семинарских занятий
- Тема 1.: Культура и идеология Древнерусского государства
- Тема 2. Культура и общественно-политическая мысль в России в XIV-XVI вв.
- Тема 3. Российская культура в XVII веке
- Тема 4. Российская культура в первой половине XVIII века
- Тема 5. Культура России второй половины XVIII века
- Тема 6. Культура России первой половины XIX века
- Шифр реферативных работ по «Отечественной истории до хх в.».
- Терминологический словарь
- Методические рекомендации
- Тема I: россия в период капитализма
- Тема II: нарастание кризиса в россии (февраль-октябрь 1917 г.) победа октябрьской революции. Иностранная военная интервенция
- Тема III: советская страна в период новой экономической политики (1921-1928)
- Тема iх: советское общество в конце 20-х - 30-х годов.
- Тема V: ссср в период второй мировой войны
- Тема VI: ссср в послевоенный период
- Тема VII: кризис тоталитарной системы в ссср, провал попыток ее реформации (1956-1985 гг.).
- Тема VIII: советское общество в условиях политики перестройки, обостение социально-экономичеких и политических противоречий. (1985 – начало 90-х гг.)
- Тема IX: современная россия
- Тема 1. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX века в России.
- Тема 2. Политическая жизнь и развитие революционной мысли в пореформенной России.
- Тема 3. Культура России во второй половине
- Тема 4. Октябрьская революция в политической
- Тема 5. Россия в 20-е годы. Новая экономическая политика.
- Тема 6.Противоречивость социально - экономического
- Тема 7. Культурная революция в ссср.
- Тема 8. Ссср в годы Великой Отечественной войны.
- Тема 9. Кризис командно-административной системы
- Тема 10. Социально-экономические, политические и культурные преобразования 80 - 90-х гг.
- Рекомендуемая литература Учебники
- Хрестоматии
- Учебно-методическая литература
- Дополнительная литература
- Шифр и тематика реферативных работ
- Литература к темам реферативных работ Учебники
- Хрестоматии
- Справочная литература
- Научная литература
- Терминологический словарь
- Тестовые задания
- Методические рекомендации
- Программа курса
- Тема I. Вводная. Мир в начале XX века. Предмет новейшей истории зарубежных стран. Задачи курса.
- Тема II. Международные отношения в начале XX века. Первая мировая война. Версальско-вашингтонская система.
- Тема III. Революционный кризис в странах европы
- Тема IV. Европа и америка в 20-е и 30-е годы XX века.
- Тема V. Фашизм в западной европе. Итальянский фашизм. Германский национал-социализм.
- Тема VI. Международные отношения
- Тема VII. Вторая мировая война.
- Тема VIII. Страны центральной и юго-восточной европы после второй мировой войны (1944-2000 гг.).
- Тема IX. Современная капиталистическая система: тенденции развития (2-ая половина XX века).
- Тема X. Страны европы и сша во второй
- Тема XI. Международные отношения
- Тема XII. Культура и наука стран европы и америки
- Тема 1. Фашизм в Западной Европе. Занятие первое: Итальянский фашизм.
- Список рекомендуемой литературы:
- Список рекомендуемой литературы:
- Тема 2. Народный фронт во Франции и Испании
- Часть 1.
- Часть 2.
- Список рекомендуемой литературы:
- Дополнительная литература
- Тема 3: сша в 30-е годы. «Новый курс» ф. Рузвельта.
- Тема 4. Центральная и Юго-Восточная Европа: послевоенное развитие (1944-2000). Начало XXI в.
- Список рекомендуемой литературы:
- Дополнительная литература
- Тема 5: сша во второй половине хх века (1945-2000 гг.). Начало XXI в.
- Тема 6. Великобритания в 1945-2000 годах. Начало XXI в.
- Список рекомендуемой литературы:
- Дополнительная литература
- Тема 7: Франция в 1945-2000 гг. Пятая республика во Франции.
- Тема 8. Германия после Второй мировой войны: от раскола к объединению. Начало XXI в.
- Список рекомендуемой литературы:
- Дополнительная литература
- Тема 9. Международные отношения во второй половине XX века – начала XXI века
- Список рекомендуемой литературы:
- Дополнительная литература
- Терминологический словарь
- Новейшая история зарубежных стран. Тестовые задания.
- 1 Вариант
- Причины I мировой войны (1914 – 1918 гг.)
- Новейшая история зарубежных стран. Тестовые задания.
- 2 Вариант
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I Возникновение и развитие феодальных отношений. Волжско-Камская булгария
- Раздел II. Казанское Ханство
- Раздел III. Казанский край в составе Российского централизованного государства (вторая половина XVI – XVII вв.)
- Раздел IV. Край в период дворянской империи.
- Раздел V. Казанская губерния в период кризиса феодально-крепостнических отношений
- Раздел VI. Казанская губерния в период утверждения и развития капитализма
- Раздел VII. Край в период империализма
- Раздел VIII. Революционное и национально-освободительное движение в начале XX века.
- Раздел IX. Между двумя буржуазно – демократическими революциями (1907 – 1917 гг.)
- Раздел X. Казанская губерния в годы октябрьской (1917 г.) революции и гражданской войны
- Раздел XI. Татарстан в 1920-1930 годы.
- Раздел XII. Татарстан в великой отечественной войне 1941 – 1945 годов
- Раздел XIII. Татарстан в период 1945-1955 годов
- Раздел XIV. Татарстан во второй половине
- 1950-Х первой половине 1960-х годов
- Раздел XV. Татарстан в середине 60-х – начале 80-х гг.
- Раздел XVI. Татарстан на этапе обновления и демократизации общества
- Планы семинарских занятий семинар 1 : Волжская Булгария ( VIII – хv вв. ).
- Семинар 2: Казанское ханство.
- Семинар 6: Национально – демократическое движение народов края.
- Гильманов з.И. Татарская асср в Великой Отечественной войне. К., 1977
- Семинар 8: Республика в 50 - середине 80-х гг. Хх в.
- Источники и литература:
- Вопросы для самостоятельной работы
- К какому времени город Булгар перестал быть политическим и экономическим центром края и сошел с исторической арены:
- К какому городу перешла роль политического экономического центра края после ухода Булгара с исторической арены:
- Иски - Казань представлена двумя основными археологическими памятниками. Подберите к ним соответствующие характеристики:
- Методические рекомендации
- Программа курса
- Часть I Первобытная эпоха и древний мир
- Примерная тематика семинарских занятий к Части I
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Примерная тематика семинарских занятий к Части II
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Примерная тематика семинарских занятий к Части III
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Рекомендуемая литература Основная литература ко всем разделам
- Литература к разделам
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III
- Контрольные вопросы для Раздела I
- Контрольные вопросы для Раздела II
- Контрольные вопросы для Раздела III
- Тестовые задания
- Терминологический словарь
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1: Этнография (этнология) как наука.
- Тема 2; Место этнографии (этнологии) в системе наук.
- Тема 3: Методы этнологии (этнографии).
- Тема 4: История развития этнографии (этнологии).
- Тема 5: Теория этноса.
- Тема 6: Классификации народов мира.
- Тема 7: Этногенез, этнические процессы
- Тема 8: Основы этнической психологии.
- Тема 9. Этническая культура
- Тема 10. Межэтническое взаимодействие
- Тема 11. Этические конфликты
- Планы семинарских занятий
- Тема 1: Этнология как научная дисциплина.
- Тема 2: Классификации народов мира.
- Тема 3: Теория этноса.
- Тема 4: Этнические процессы.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Магия - общее обозначение обрядов, в основании которых лежит вера в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и других людей; неразрывно связана с мифом и мифологией.