1917 – 1953 Гг.
Одним из самых сложных и противоречивых этапов в развитии отечественной истории и культуры является советский период. В XX веке Россия дала миру выдающихся ученых, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Однако именно в XX в.. в России была создана политическая система, породившая тоталитаризированную социокультурную мифологию, сопровождавшуюся догматизацией. манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок, физическим уничтожением цвета творческой интеллигенции.
Главной составляющей эпохи 1917-1929 гг. стала «культурная революция». Под ней понималось «создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта».
Важным фактором развития культурной революции должна была стать школа. Первейшей задачей в области просвещения новая власть считала ликвидацию в стране неграмотности. В этой области перед обществом стояли огромные по масштабу и сложности задачи.
26 декабря 1919 г. вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет подлежали обучению грамоте на русском или родном языке. Ради этого на два часа сокращается рабочий день с сохранением заработной платы.
Другой задачей правительства большевиков стало создание новой советской интеллигенции, что можно было сделать только через систему высшего образования. 2 августа 1918 г. СНК утвердил декрет о правилах приема в высшие учебные заведения. Была отменена плата за обучение, предоставлены равные с мужчинами права на образование женщинам, рабочие и беднейшее крестьянство получили преимущества при зачислении, им выплачивалась стипендия. Рабочей молодежи было дано право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании и без вступительных экзаменов.
В то же время религия и церковь были объявлены совершенно отжившими явлениями. В целях освобождения трудящихся от религиозных предрассудков в стране развертывается широкая антирелигиозная пропаганда, нередко принимавшая грубые, издевательские по отношению к религии формы.
Несмотря на огромные трудности, не прекращались научные исследования. Советское правительство даже в условиях гражданской войны уделяло науке самое пристальное внимание.
Сложными путями развивалась духовная культура первого послереволюционного периода. Для литературы и искусства характерна ожесточенная борьба различных группировок и направлений, разрушение относительной замкнутости искусства, дальнейшая его демократизация. В то же время двадцатые годы ознаменовали становление в Советской России разветвленной системы контроля за духовной жизнью интеллигенции.
Художественная литература подверглась еще большей цензуре. С середины двадцатых годов был наложен запрет на публикации А. Ахматовой. О. Мандельштама и других известных поэтов и писателей, при этом сами авторы находились под контролем ГПУ. т.е. чекистов.
Значительное место в художественной жизни первых послереволюционных лет занимал Пролеткульт, левое движение, возникшее в сентябре 1917 г. в Петрограде. После Октябрьской революции Пролеткульт находился в ведении Наркомпроса в качестве добровольного объединения пролетарской самодеятельности в различных областях культуры и имел свои отделения, студии и печатные издания в ряде городов.
В изобразительном искусстве с 1918 г. начинается эпоха плаката. Именно в этом виде графики были сделаны первые попытки художественного осмысления свершившихся перемен, складывался стиль агитационного искусства.
Кроме печатного плаката в эпоху гражданской войны возник другой вид агитационного искусства - знаменитые «Окна сатиры РОСТА». Это были большие листы, содержавшие серии красочных картинок с подписями и размещавшиеся в окнах пустых столичных магазинов.
Период 1917-1929 гг. был достаточно успешен и для театрального и музыкального искусства. В середине 20-х гг. на сценах драматических театров появляются пьесы советских драматургов. Возникает огромное количество новых театров. Из них стоит отметить Большой драматический в Петрограде, театры им. Мейерхольда, им. Вахтангова, им. Моссовета.
Такое же значение придавалось кино как «орудию коммунистической пропаганды». В годы гражданской войны создаются в основном агитфильмы. посвященные боевым и политическим темам. Позже, в 20-е годы, агитационное направление постепенно вытесняется игровым кино.
Огосударствление культуры и науки. 1929 1941 гг. Наиболее важными событиями второго этапа советского периода истории культуры России стали последствия сталинского варианта модернизации (коллективизация и индустриализация), сталинские репрессии 30-40-х гг..
«Культурная революция» изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Отсюда несомненное внимание властей к развитию системы образования. Постановлением ЦИК и СНК от 14 августа 1930 г. в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах - неполное среднее.
В 1932 г. возникают Союз советских архитекторов и Союз композиторов СССР.
Культура советского периода - это сложное диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом. Здесь нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную» культуру, и выпадающую из традиционно догматических схем неофициальную, находящуюся «в тени» культуру инакомыслия, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «подполья».
Официальная литература и искусство в 30-е гг.. скрывая от народа теневые стороны ускоренной индустриализации и коллективизации, чудовищный размах репрессий, создавали картины радостной и веселой жизни народа. Основными чертами тоталитарной культуры становятся пышность, показной оптимизм.
Весной 1938 г. в силу своей массовости в самостоятельную отрасль выделяется кино и образуется Комитет по кинофикации при Совнаркоме СССР. Понимая всю важность этой отрасли искусства в деле воспитания масс. Сталин лично курировал советский кинематограф, собственноручно утверждая сценарии, редактируя их. предлагая темы для фильмов и даже иногда придумывая названия к ним.
Создаются картины на историко-революционную тему: «Чапаев». «Депутат Балтики». «Мы из Кронштадта».
Новым веянием времени стало радио. Именно по радио можно было услышать выступления вождей, подкрепленные музыкой и песнями-маршами, такими как «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача. «Песня о встречном» Б. Корнилова. «Катюша» М. Исаковского.
В изобразительном искусстве на рубеже 20-30-х гг. нарастала тенденция к объединению творческих сил.
Продолжалось наступление на церковь. Развертывание массовой коллективизации сопровождалось закрытием примерно 4/5 всех сельских храмов и репрессиями священнослужителей. В городах сносились церкви, ликвидировались монастыри, некоторые из них становились местами заключения.
С первых дней войны стали комплектоваться художественные фронтовые бригады работников сцены, выезжавшие на передовые и дававшие концерты в госпиталях, на заводах.
Работники киноискусства отсняли за годы войны около 5 млн метров фронтовой кинохроники. На фронтах находилось 150 кинооператоров.
Самым распространенным музыкальным жанром во время войны была песня. Символом борьбы с агрессором стала песня «Священная война».
Известными в годы войны стали увертюра «1941» и опера «Война и мир», патриотическая оратория «Сказание о земле русской», балет «Гаянэ». Весной 1942 г. Сталин принимает решение создать новый государственный гимн.
Тяготы войны, утраты и лишения оживили религиозные настроения в народе. Церковь заняла патриотическую позицию и благословила «всех православных на защиту священных границ Родины».
Культура в 1946-1953 гг Ущерб, нанесенный войной советской культуре, трудно даже представить. Были разрушены и потеряны многие памятники и реликвии отечественной истории, причем некоторые безвозвратно, разгромлены библиотеки, сожжены дотла театры, дворцы культуры, музеи.
На рубеже 40—50-х гг. ведется высотное строительство в Москве. Наиболее значительным является комплекс Московского университета на Ленинских Горах.
- 4. Культурно-исторические последствия
- 5. Русская культура XIV – XV вв
- 6. Русская культура конца XV – XVI вв.
- 7. XVII век как переходный период в истории
- 8. Культурно-историческое значение петровских преобразований.
- 9. Петровские преобразования в области просвещения, науки и быта.
- 10. Дворянская культура.
- 11. Феномен Пушкина в русской культуре.
- 12. Русское просвещение XIX – начала XX вв.
- 13. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности.
- 14. Советский период истории русской культуры
- 1917 – 1953 Гг.
- 15. Советский период истории русской культуры
- 1953 – 1991 Гг.
- 16. Культура русской эмиграции.