11. Рождение Российской империи (предпосылки, сущность, значение).
Первый российский император Пётр I предпринял целый ряд реформ. Им была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, а в 1712 году он стал столицей государства вместо Москвы.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[1], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 годах были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 году была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ в 1721 году. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.[2]
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 годы напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъёму книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[3]
Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.[4]
Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Специальным указом царя в 1718 года были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
30 декабря 1701 года (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимён (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»[5]
Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 годов) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 года самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 годов о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».[6]
В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых переворотов».
Преобразования эпохи Петра I привели к усилению российского государства, созданию современной европейской армии, развитию промышленности и распространению образования среди высших классов населения. Установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась также церковь (через обер-прокурора Священного Синода). Боярство потеряло самостоятельную роль в управлении государством и начало сближаться по положению со служивым дворянством.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Восточные славяне в VI – IX вв.
- 2. Историки России о Киевской Руси.
- 3. Удельный порядок русских княжеств в XII-XIII вв.
- 4. Историография о монгольских завоеваниях и монголах в XIII-XIV вв.
- 5. Русско-ордынские отношения в XIII-XV вв.
- 6. Великое княжество Литовское и Русь в XIII –XIV вв.
- 7. Московское царство в XVI-XVII вв.
- 8. Присоединение Сибири (предпосылки, этапы, значение). Сибирь накануне присоединения
- Начало присоединения. Поход Ермака
- Дальнейшее присоединение Сибири
- Сибирь в составе Российского государства
- 9. Россия, Речь Посполитая и Украина в XVII – XVIII вв.
- 10. Крестьянство России в XVI-XVII вв. Формирование крепостного права.
- 11. Рождение Российской империи (предпосылки, сущность, значение).
- 12. Отечественная война 1812 г.
- 13. Декабристы в истории России.
- 14. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 15. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. И характер Российской монархии.
- 16. Экономический и социальный строй к. XIX - нач. Хх вв.
- 17. Россия в мировой войне (1914-1917 гг.)
- 18. 1917 Г. В исторических оценках и теоретических схемах.
- 19. Гражданская война в России 1918-1922 гг.
- 20. Образование ссср. Идейные основы и характер государства.
- 21. Советский союз в годы первых пятилеток.
- 22. Советское государство в годы Великой Отечественной войны.
- 23. Причины и последствия «холодной войны» в 60-70-е гг. XX в.
- 24. Причины и сущность «перестройки» 1985 – 1991 гг.
- 25. Распад ссср, исторические последствия и оценки распада.