logo
Filosofia

Фома Аквинский.

  1. Это не только религиозный деятель, но и крупный ученый. Его идеи исключительно полезны для развития современной науки. Фома Аквинский несколько отличался от Блаженного Августина. Он был одним из самых богатых людей Италии. Его пытались агитировать на занятие политикой, однако он не хотел отдавать себя этой деятельности, так как в ней не соблюдаются правила этики и т.п. Его философия известная под названием "томизм". В университете Фома знакомится с Альбертом Великим. Этот человек обратил внимание на Фому Аквинского и посоветовал ему вступить в общество доминиканцев, которые в то время могли высказывать любое свое мнение, не опасаясь критики ни с чье стороны. Это открывало огромные возможности для философа. Католическая церковь стояла категорически против позиции Аквинского. Однако через 50 лет после его смерти они признают его учения и кладут их в основу католической церкви. Его возводят в ранг святых. Аквинский также придерживался совмещения светского и религиозного знания, но, в отличии от Августина, он склонялся к Аристотелю. Его привлекала хорошо разработанная логика античного философа. Фома Аквинский соглашался с концепцией Августина о дольнем и горним мире. Наука, по его мнению, изучает мир, созданный Богом, а теология-мир Божий. Философ считал, что необходимо объединить оба направления. Аквинский также поддерживал мысль о том, что в глубине науки всегда можно отыскать Бога. Однако есть промежуточное звено между наукой и теологией. Задача философии в исследовании этого звена, по мысли Фомы. Возникает проблема, что ни наука, ни теология не компетентна. Аквинский пытается найти гармонию между ними. Решить проблему можно решить с помощью дискуссии. Таким образом, можно достигнуть двух вариантов: диалог религии и науки, или когда низшее подчиняется высшему. Аквинский ставит вопрос рационального познания и иррационального познания. Интуиция, по его мнению, прямое усмотрение истины. И она должна сочетаться с научными представлениями. Также у Фомы Аквинского была концепция об обществе. Его позиция была такова, что общество состоит из плохих людей. Но эта "плохость" различна: одни люди могут избавиться от неё, а другие-не могут. Потому надо развивать общество таким образом, чтобы стимулировать людей первый группы для избавления от плохости. А вторых людей, по его мнению, надо было уничтожать. Главенствующую же роль должно играть государство. Оно должно решать: какие люди относятся к первой группе, а какие-к второй. Если же люди безнадежные останутся, то они будут очень сильно вредить развитию общества. Такая концепция на современном уровне существует в форме неотомизма. В ней адаптируется философия Аквинского к современному миру.

III. Протестантство и Лютеранство. По мнению Лютера, немецкого философа, концепция католичества неприемлема для ряда стран. Папа Римский является посредником между Богом и человеком. Лютер отрицает такую позицию, по причине того, что в Библии указано на то, что промежуточным звеном между Богом и человеком является сам человек. Он отвергал любые формальности религии. В центре его концепции ставилось прямое, индивидуальное общение человека с Богом. За концепции Лютера его отвергают от церкви. Возникали религиозные войны. После протестантизм заявляет, что человек оправдывает свое существование в мире интенсивным, честным, благородным трудом. Только тогда человек получает возможность оправдать себя в этом мире.