Концепции философии:
1) Элейская школа: Парменид и Зенон Элейский.
Парменид учил, что мир есть бытие, которое заполняет все. Оно непознаваемо; то что мы высказываем по поводу бытия есть иллюзии. Оно божественного происхождения, и имеет форму шара. Возникает вопрос: как быть? Тогда Зенон Элейский решил доказать, что Парменид прав, и то, что мы знаем, есть заблуждение. Он прямо говорил: существующее вокруг нас не соответствует действительности. Он решил доказать это. Философ говорил: давайте рассмотрим состояния нашего пространство.
а) Пространство непрерывно. Если мы возьмем любую прямую, мы сможем делить ее до бесконечности. Апория (опровержение): "Ахиллес и черепаха".
б) Декретное пространство. Все происходит скачкообразно. Апория: "Летящая стрела". Однако современные физики говорят, что движение размазано.
Следующий шаг сделал Демокрит. Он утверждал, что наряду с бытие есть и небытие. Небытие есть пустое пространство, в котором ничего нет. Но заполнено оно атомом-маленьким кусочком бытия. Тело человека состоит из грубых атомов, а душа-из тонких. Потому, когда человек умирает, душа еще продолжает жить некоторое время, но впоследствии тоже рассыпается. Демокрит заявлял, что Богов нет, потому как бессмертие невозможно.
2) Концепция Гераклита. Основатель античной диалектики. Мир, окружающий нас, это сплошное движение, мир есть пламя. Если вы хотите зайти в реку, второй раз вы в нее зайти не сможете, потому что все меняется. Однако весь мир движется под действием закона. Все, что мы видим вокруг себя, есть взаимодействие между законом и его проявлением в мире. Гераклит говорит, что такой подход является универсальным и может объяснить все, но утверждает, что далеко не каждый может постичь эту теорию. Эта концепция была продолжена учеником Кротилом. Он заявил, что в одну и ту же реку зайти нельзя и один раз. Каждую секунду все меняется. Единственное, что можно точно утверждать, так это показать на какой-то предмет и сказать: "Это... и так далее". Это повлияло и на социологию. Говорили, что общество меняется невероятно быстро, и потому создавать какие-то концепции неразумно, потому что они будут говорить лишь о прошлом.
3) Фалес Милетский. Философ поставил вопрос: "Откуда произошел наш мир?" Он заявил, что весь мир появился из воды. Однако для него вода не только вещество, но и духовность и т.п. Его же ученики заявили, что все произошло из воздуха.
4) Пифагор. Без Пифагора современная наука была бы невозможна. Почему? Потому что Пифагор заявил, что в основе всего лежат численные соотношения. Когда Пифагор посетил Египет, он создал свою теорему: ученый вывел ее из того, как строили египетские пирамиды. Таким образом, фактически теорема не принадлежит ему: ее создали египетские архитекторы. Также Пифагор обратил внимание на то, что знания людей могут представлять определённую опасность для окружающих. В его обществе знания разделяются на 2 группы
а) Знание экзотерическое- знание, которое можно и нужно давать всем
б) Эзотерическое знание-знание, предназначенное лишь для избранных.
5) Сократ. Он говорил, что Человек состоит из двух составляющих: тело и дух. Философ говаривал, что самое главное есть познание. Если все знаешь, то тебе больше ничего нужно. На этом Сократ не ограничивался: по его мнению, душа человека приходит к нам из потустороннего мира. Он склонялся к орфикам, которые считали, что души находятся у Бога, однако за определенные прегрешения она падает на Землю и входит в человеческое тело. Когда она падает к нам, то проходит реку Стикс, и забывает все, что знала. Чтобы выявить эти потаенные знания, надо задавать бесконечную вереницу вопросов, пока он не станет противоречить сам себе. В такие моменты, по Платону, ученику философа, душа проявляет себя. Сократ говорил, что записанная мысль гораздо хуже, чем то, что человек думает и говорит. Потому он не оставил ни одного сочинения, и все его мысли мы знаем по записям Платона. Сократа спрашивали, боится ли он смерти, и он говорил нет. По той причине, что если там ничего нет, то там ничего нет, а если есть, то там будут умные люди.
6) Платон. Платон отличался от своего учителя тем, что происходил из царской фамилии. Он отказался от политики, так как его интересовали лишь философия и искусство. Потому в устах Платона мысли приобретали более высокий характер.
Лекция № 2
Платон создает идею об обществу. По его идее, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, оно должно быть подстроено под человека. В общество входит в 3 компонента: 1) Люди, которые обеспечивают материальный уровень жизни для более высоких классов (ремесленники...) 2) Воины. 3) Правители (философы). Люди, которые могут видит всё в целом. Широта их взглядов обеспечивает прогресс. Платон считает, что новорожденные должны быть изолированы от своих родителей, дабы у них не было мешающих факторов. Он считал, что нужно было объективно выяснять, на что способен каждый из людей.
Вторым представителем высокой классики является Аристотель, ученик Платона. Аристотель был врачом Филиппа Македонского. Тот поставил его воспитателем Александра Македонского. Во взглядах на мир Аристотеля выражалась его склонность к естественным наукам. Он был не согласен с теорий Платона о двух мирах. Он заявляет, что есть всего один мир. В мире есть материя. Материя неизменна, она существует вне человека, она пассивна. Вещи, окружающие нас есть неразрывное единство активного и пассивного, материального и духовного. Аристотель говорил: представьте себе скульптора, который пытается создать образ Венеры. Что он имеет? Материя-это мрамор. А идея, представления о красоте, находится в голове человека. Она активна, так как постоянно меняется. И для того, чтобы создать статую, он должен преобразовать кусок материи по своей идее. Ученый считал, что чтобы связать материю с идеей, человек должен усвоит 4 принципа причинности. Другой пример: представьте, что архитектор строит дом. Материал-это материальная причина. Есть причина духовная-образ дома, существующий в голове архитектора. Чтобы соединить их друг с другом, необходимо действие-причина действующая. Наконец, есть финальная причина-цель. Это четыре причины, лежащие в любом действии человека. Философ говорил, что все существует в движении, а Бог есть источник движения, и если проследовать по цепи причин, то придёшь к первопричине, к Богу, который сам неподвижен. Аристотель является создателем логики. В его понимании, это есть наука о правильных формах движения. Чтобы получить истину, нужно следовать законам логики. По его мнению, в основе логики лежат такие утверждения: 1) Принцип тождества: объект рассуждений не должен быть изменен на протяжении всего рассуждения. 2) Логика требует, чтобы все рассуждения касались данного момента времени. 3) Человек оперирует понятиями, то есть существенными свойства объекта. Связь между понятиями является обязательной, потому что только тогда рассуждения приобретает смысл. 4) Нужно следовать закону силлогизма, то есть закону связи между суждениями. Только с помощью этого можно получить вывод.
Аристотель утверждал, что есть три вида души: душа растительная, животная и человеческая. Души эти связанные друг с другом: душа животная появляется на базе растительной, а душа человека включает в себя и душу растительную, и душу животного. Аристотель считал, что животные обладают психикой. Человек включен в обе природы-в общество и в естество. Человек есть гражданин, то есть он участвует в управлении государством. В обществе Аристотель выделяет 3 компонента: 1) Сверхбогатые. 2) Сверхбедные. 3) Средний класс. По мнению Аристотеля, общество должно быть ориентировано на среднего человека, тогда в нем все будет стабильно, и все будут чувствовать себя весьма комфортно. Также ученый говорил, что экономические отношения играют большую роль в развитии общества. Аристотель тоже создает свою школу под название Ликея (лицей). Он предлагает свой способ преподавания. Уроки его проходили по саду, и туда мог явиться каждый человек, у которого было права задать философу любой вопрос.
Востока хлынули новые направления, они смешались с греческими, и появились учения эклектичного типа, где главенствует беспринципная, хаотичная связь различных суждений.
Рим многое копировал с Греции. Они выбирали самые подходящие для идей государства идеи греческой философии, например, идею о том, что над всем главенствуют законы, человек должен подчиняться государству и т.п. Лукреций Кант был философ, который пытался продолжить материалистическую концепцию Декарта. Он написал поэму о природе вещей. Так же был Римский император Марк Аврелий, написавший учение о стоицизме. Он считал, что человек ничего сам по себе не значит- он подчиняется законом. С его точки зрения, человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, которому он служит. Император был основоположником античного пессимизма. Римляне считали, что когда завоевывается какая-то страна, присоединять к Риму её нельзя и ограничиваться только выплатой налогов. Такая позиция создавала впечатление, что завоёванные страны смогут сохранить свое положение, свою культуру.
Платин (4 в. н. э.) попытался перебросить мост из античности к своему времени. Он считал, что существует едина истина, независимая от времени и человека. Однако истина может погибнуть, и из неё вырастает друга истина, которая контактирует с предыдущей и т.д. Постепенно такая тенденция к возрождению может отмирать. В средневековье считал, что то, что постепенно отмирает, есть материя, а единственно, что, безусловно, едино-Бог.
К началу 1го века н.э. интерес к человеку резко падает. К тому времени античная философия исчерпывает свои возможности, она начинает затухать.
Конспект № 3
- Философия Лекция №1
- Глава 1.
- Глава 2. Античная философия
- Концепции философии:
- Средневековая философия.
- Блаженный Августин.
- Фома Аквинский.
- Лекция 23.09.11
- Увлечение магией
- Сатанизм Эпоха Революции
- О. Кант
- Марксистская теория.
- Иррациональное
- Фридрих Ницше
- Русская философия
- Славянофильство
- Русский космизм
- Экзистенциализм
- Онтология или учение о мире.
- Материя Что представляет и какими свойствами обладает?
- Гносеология. Чувственное и рациональное познание.
- Религиозное познание